Spotify заиграет в России

Шведский музыкальный сервис Spotify может заработать в России в начале 2014 г. Сейчас эта компания ведет переговоры о совместном запуске сервиса с МТС

Самые удачные запуски Spotify случались тогда, когда компания выходила в страну вместе с сотовым оператором, рассказывает сотрудник западного мейджора. Сервис получал доступ к абонентской базе оператора и, главное, к его биллингу, через который можно собирать платежи за контент. В Швеции Spotify сотрудничает с TeliaSonera, в Великобритании - с оператором 3 и Virgin Media. В России Spotify скорее всего будет работать с МТС, так как у «Вымпелкома» и «Мегафона» уже есть свои музыкальные сервисы, продолжает собеседник «Ведомостей». Представитель МТС Дмитрий Солодовников подтвердил, что оператор «рассматривает предложение Spotify», но комментировать подробности отказался. Обсуждать сотрудничество со Spotify готов и «Вымпелком», говорит его пресс-секретарь Анна Айбашева. Но она обращает внимание, что «Вымпелком» уже сейчас предоставляет абонентам похожие сервисы «Яндекс.Музыка» и «Билайн.Музыка».

Spotify может запустить музыкальный сервис в России в I квартале 2014 г., рассказали «Ведомостям» сотрудники нескольких компаний из музыкальной индустрии. Запуск планируется не позднее начала II квартала 2014 г., уточняет один из них. У Spotify уже есть глобальные контракты с тремя крупнейшими мейджорами - Universal Music, Sony Music и Warner Music, поэтому подписывать с ними отдельные соглашения для работы на российском рынке не надо, говорит сотрудник крупной звукозаписывающей компании. А каталог российской музыки Spotify соберет через агрегаторов - Orchard, Beleive и Rights Comunications, добавляет источник в одной из этих компаний. По его словам, в этом каталоге - более 90% всей российской музыки, которая есть, например, в российском iTunes (работает через этих же агрегаторов). Переговоры идут, но точные сроки запуска Spotify не определены, подчеркивает источник в другой крупной звукозаписывающей компании.

Spotify, созданная в 2006 г. шведами Даниелем Эком и Мартином Лоренцоном, предлагает слушать музыку в режиме онлайн-стриминга через специальную программу. Это можно делать бесплатно, но тогда придется смотреть рекламу. Тем, кому реклама не нужна, предлагается подписка за $10 в месяц (или 10 евро, фунтов и т. д. - в зависимости от страны). Cтоимость этого сервиса в России еще не определена, говорит источник в музыкальной индустрии. Но скорее всего цена будет ниже, чем в США и Европе, - именно так сделала Apple, когда запускала русский iTunes в конце 2012 г.

Ежемесячная аудитория Spotify, по собственным данным компании, составляет около 24 млн пользователей. Из них платят 6 млн человек. С момента запуска сервиса Spotify выплатила авторам и правообладателям $500 млн.

Скачивание до сих пор основной способ покупки цифровой музыки, но сервисы подписки уверенно увеличивают аудиторию, говорится в отчете Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI) за 2012 г. Два года назад в мире было 8 млн подписчиков музыкальных сервисов, а сейчас их уже 20 млн. Доля подписок в продажах цифровой музыки в мире в 2012 г. составила 13%, в Европе - 23%. Российский музыкальный рынок, по данным IFPI, составляет менее 1% от мирового.

Spotify сможет успешно запуститься в России в том случае, если у него будет полный каталог российской музыки и правильная маркетинговая стратегия, которая сможет привести основную целевую аудиторию таких сервисов - молодых людей до 25 лет, говорит гендиректор Universal Music Russia Дмитрий Коннов. Запуск Spotify в России может иметь гораздо большее значение, чем проекты Apple и «Яндекса», считает основатель Zvuki.ru Соня Соколова. iTunes все-таки рассчитан в основном на аудиторию устройств Apple, а «Яндекс.Музыка» - проект, дотируемый «Яндексом», компания на нем не зарабатывает и не развивает этот рынок. Кроме того, модель Spotify, позволяющая бесплатно слушать музыку за счет спонсоров, очень органична для России, заключает Соколова. Сотрудник звукозаписывающей компании говорит, что Spotify станет главным конкурентом «Яндекса» и «В контакте». «Новые игроки могут приходить на российский рынок, но надо понимать, что сейчас уровень пиратства по-прежнему настолько велик, что о нормальной конкуренции между легальными сервисами говорить не приходится, говорит руководитель сервиса «Яндекс.Музыка» Константин Воронцов. Любой новый игрок в краткосрочной перспективе ничего не меняет, но все мы работаем на будущее и постепенно приучаем пользователей к легальному контенту».

Представитель Spotify не ответил на вопрос «Ведомостей».