Политэкономия: Жизнь после выборов

Выборы мэра оказались этаким политическим адронным коллайдером, проверкой теоретических идей на экспериментальной установке. Эксперимент по накачке легитимности в делегитимизированную систему считался безопасным: думали, что конкуренцию кандидату от власти составить не может никто. В результате ошибок при вводе данных выборы из невинного опыта превратились почти в настоящую политическую борьбу, в ходе которой действительно были апробированы примерные потенции их участников.

На первый раз власть, судя по всему, отделается нелегким испугом, хотя вряд ли обучится на собственных ошибках, которые позволили нарастить харизму оппозиционному кандидату. Трудно аптекарски точно определить вклад суда, полиции, администрации в сильно и быстро выросший рейтинг Алексея Навального, однако вполне очевидно, что он велик. И теперь самый интересный вопрос заключается в том, что произойдет с фактическим лидером оппозиции после выборов. Кстати, не менее интересно и то, что будет происходить в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе с Сергеем Собяниным. Одно дело - выборы и победа на них, другое дело - жизнь после выборов.

Вполне очевидно, что политическое и силовое руководство не имеет готового решения вопроса, что делать после выборов с Навальным с его двузначными процентами. Политическая власть из последних сил удерживает этого кандидата в электоральной кампании, с тем чтобы Собянин как мэр оказался максимально легитимным. И делает это в неистовой борьбе с силовой властью, которая более прямолинейна: ее единственный интерес - посадить Навального. Чей интерес возобладает после выборов, предсказать невозможно. В администрации президента прекрасно понимают, что лишить свободы человека, которого вольно и невольно превратили в лидера оппозиции, - значит получить публичные массовые протесты как минимум в столице. Которые меньше всего нужны, кстати говоря, московскому мэру. Но это обстоятельство решительно не волнует тех, кто настроен на более жесткое решение вообще всех вопросов: оппозиционер (желательно любой) должен сидеть в тюрьме. И все тут. Главное доказательство того, что такой сценарий возможен, - «болотное дело».

А дальше начинается тонкая настройка. Выключить Навального из политики теперь можно, только посадив его на срок, примерно равный сроку Михаила Ходорковского. Посадка на короткое время лишь еще больше нарастит его харизму. Оставить Навального на свободе означает действительно включиться в реальную политическую конкуренцию, признав за ним статус реального оппонента и стороны диалога. Если он, конечно, возможен в монологизированной системе.

Самое интересное, что и Собянин после выборов тоже не тот, что до выборов. Многие уже подметили, что в результате конкурентной кампании он становится более легитимной фигурой, чем Владимир Путин. В этом смысле пост мэра для него трамплин для еще более серьезной политической карьеры. Но на столь ответственной должности, где итог работы не столь размыт, как в среднем по больнице, т. е. в целом в стране, можно не только взлететь вверх, но и сжечь харизму дотла.

Словом, противостояние Собянин - Навальный де-факто продолжится и после выборов.