Царская пропаганда

«Романовы. Портрет династии» - выставка торжественная и познавательная. Официальные портреты во все времена слишком льстят моделям
Генеалогическое древо Романовых до падения./ М.Стулов/ Ведомости

На вернисаже в Историческом музее министр культуры Владимир Мединский неожиданно предложил собравшимся повысить посещаемость выставки «Романовы. Портрет династии», рассказав о ней знакомым. Если, конечно, она понравится.

Понравиться на выставке, составленной из хранящихся в музее портретов венценосных особ и их родственников, может мало что. Портреты здесь собраны по большей части официальные, получившие одобрение моделей, или, как принято было говорить, «высочайше апробированные».

Так, императрица Елизавета Петровна попросила гравера Георга-Фридриха Шмидта сделать ей нос подлиннее, чем на парадном портрете Луи Токке, с которого гравюра и делалась. Пожелание, разумеется, было исполнено. В подписи к широко растиражированной гравюре уточнено, что гонорар Шмидта составил три тысячи рублей - по тысяче за каждый год работы над портретом.

Таких фактов на выставке приведено немного: историческому анекдоту нет места среди живописных полотен, гравюр и фотографий царствовавших особ. И человеческим чувствам тоже, хотя цари и императоры выходили на портретах все же не такими сахарно-целлулоидными, как члены советского Политбюро или российские президенты на казенных фотографиях. Романовых идеализировали с большим мастерством и чувством. Но традиция изображать руководителей России с демонстративной любовью мало изменилась.

Выставку эмоционально спасают жены, дети, братья и сестры самодержцев. А также приведенные сведения об этих великих князьях, княгинях и княжнах. Те, кто трон не занимал, могли быть изображены вполне человечными, симпатичными. К тому же черты их лиц менее знакомы потомкам, чем усики Петра I, пухлые щечки Екатерины II, детский румянец Александра I и грозные бакенбарды Александра II - освободителя. Удлинять нос никому из поздних Романовых не было нужды - петровская коротконосость быстро сошла с лиц династии.

Не много на выставке и произведений лучших русских художников - пара акварелей Петра Соколова, один император, последний в династии, сдержанной кисти Ильи Репина. Остальное - дело рук мастеров парадного жанра. Но выставка ведь не художественная, а историческая. Поэтому поучительная, и советовать сходить на нее надо прежде всего тем, кто стремится вверх, к власти. Пусть следят за лицом хотя бы на предвыборных плакатах.

До 30 января