Политика без экономики

За месяц до саммита «двадцатки» президент США Барак Обама взял паузу в отношениях с Россией. Причина - отсутствие прогресса по всему спектру вопросов
В диалоге президентов США и России наступила пауза, которая может затянуться./ Evan Vucci/ AP

Предыдущий период охлаждения случился во время войны России с Грузией в 2008 г. Для выведения отношений из кризиса весной 2009 г. вице-президент США Джозеф Байден предложил «перезагрузку», которая была принята. США обещали помощь, которая привела к вступлению России в ВТО через 18 лет после начала переговоров, подписанию странами нового договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), заключению соглашения о сотрудничестве в области мирного атома, присоединению России к санкциям против Ирана и отказу от поставок Тегерану комплексов С-300, за что Иран подал иск к России в коммерческий арбитраж. Президенты Обама и Медведев обменялись государственными визитами. США обещали помощь в модернизации России - одним из совместных проектов стало «Сколково». Укрепить взаимодействие должна была президентская комиссия, в которой было создано более 20 рабочих групп, в том числе и по гражданскому обществу.

В начале августа, сразу после того, как Россия предоставила временное убежище экс-сотруднику ЦРУ Эдварду Сноудену, заместитель помощника президента США по национальной безопасности Бен Родс сообщил, что Обама не приедет на встречу с Владимиром Путиным в Москву и не намерен проводить с ним отдельные переговоры во время саммита «двадцатки».

О том, что отдельная встреча президентов готовится, помощник российского лидера Юрий Ушаков сообщил в мае. Она планировалась двухдневной, после чего президенты должны были отправиться в Санкт-Петербург.

На пресс-конференции Обама объяснил, что после распада СССР напряженность в отношениях всегда присутствовала, но во время президентства Дмитрия Медведева удалось добиться большого прогресса в отношениях, а после того как в Кремль вернулся Владимир Путин, «мы увидели больше антиамериканской риторики с российской стороны». Дело Сноудена, по словам Обамы, стало еще одним примером разногласий, которые добавились к тем, что уже были в последние семь месяцев, - по Сирии, правам человека. Поэтому, заявил Обама, «пришло время взять паузу, посмотреть, куда движется Россия, каковы наши интересы, и откалибровать отношения так, чтобы мы смогли делать вещи, которые будут во благо США и, надеюсь, во благо России» (цитаты по сайту Белого дома).

Обама позволил себе и редко принятые в официальном этикете личностные высказывания - дважды в августе он заметил, что Путин ведет себя на переговорах как скучающий ребенок. Однако, добавил Обама, это не значит, что у двух президентов плохие отношения.

Плоды перезагрузки

Таким образом, отношения двух стран пошли на новый цикл, говорит директор вашингтонского Центра глобальных интересов Николай Злобин: у каждого президента США наступает момент, когда он резко меняет отношение к России, - это было у Джорджа Буша-младшего, у Билла Клинтона, которые начинали с попытки выстроить отношения с Кремлем, но после накопленного негативного потенциала отношения резко портились. Личные отношения Обамы с Путиным теперь вряд ли смогут сложиться, считает он. Обама будет находиться у власти до начала 2017 г., срок Путина истекает в 2018 г.

Подписание договора СНВ в Праге президентами Медведевым и Обамой весной 2010 г. стало самым крупным достижением в сфере безопасности. Администрация Буша не проявляла интереса к контролю над стратегическими вооружениями, вышла из договора по ПРО, а подписанный в 2001 г. договор о сокращении наступательных потенциалов был фактически декларативным. Обама же в отличие от своего предшественника еще в своей речи в Праге в 2009 г. заявил о ядерном разоружении как важной части внешней политики своей администрации.

Согласно заключенному на 10 лет с возможностью продления договору СНВ, количество стратегических ядерных боезарядов с обеих сторон ограничивается потолком в 1550 единиц, а количество их носителей (атомных ракетных подлодок, межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и тяжелых бомбардировщиков) - потолком в 700 оперативно развернутых единиц. Еще по 100 единиц носителей договор разрешает держать неразвернутыми.

Этот договор оказался выгоден России, поскольку фактическое количество стратегических носителей к моменту его заключения было почти на две сотни меньше 700, и тем самым российской стороне ничего не пришлось сокращать физически (у США носителей было примерно на 100 больше 700, но благодаря оговорке о 100 неразвернутых носителях и им ничего сокращать не требовалось). Параллельно работе над договором о стратегических вооружениях интенсифицировался диалог о ПРО, однако отказ Обамы в 2009 г. от плана Буша по развертыванию ракет ПРО в Польше вместе с радаром в Чехии и переходе к так называемому «адаптивному» подходу к ПРО не снял возражений российской стороны против противоракетных планов Америки. «Адаптивный» подход предполагал четырехэтапное построение ПРО в Европе на основе менее мощных ракет SM-3 в Румынии и Польше и на кораблях ВМС США, дежурящих у берегов Европы. При этом в 2013 г. США на словах отказались и от четвертого этапа «адаптивной» ПРО, в рамках которой они намеревались развернуть к 2020 г. противоракеты, способные перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты.

Еще одним проявлением перезагрузки в сфере безопасности стали совместные операции ФСКН России и DEA США по разгрому нарколабораторий в Афганистане в 2011-2012 гг., а также закупка Пентагоном в общей сложности 63 российских вертолетов Ми-17 (33 их них уже поставлены) для афганской армии на сумму примерно $900 млн. Последний контракт на 30 машин был подписан в июне 2013 г. во время авиасалона в Ле-Бурже.

Новый спад

Однако с началом операции НАТО в Ливии в 2011 г., которую президент Медведев поддержал, а премьер Путин не одобрил, и протестов после думских выборов того же года в России начала набирать ход антиамериканская кампания, напоминает политолог Алексей Макаркин: она объясняется сильнейшим разочарованием российских властей в западной экономике и появившимся у них ощущением, что политически Запад давит на Россию, сочувствует и поддерживает оппозицию, что для Америки нынешний российский лидер и его режим остаются авторитарными и одиозными. Антиамериканизм совершенно необходим Путину, чтобы удержаться у власти и консолидировать общество, пишет колумнист The New York Times Джордж Фридман.

Именно на ведомство госсекретаря США Хиллари Клинтон, раскритиковавшей думские выборы 2011 г., Путин возложил ответственность за протестную кампанию. Всю дальнейшую критику - осуждение Соединенными Штатами закона о митингах, НКО - иностранных агентах и других, ограничивающих гражданское общество, - Россия отвергала, обвиняя США в двойных стандартах, вмешательстве во внутренние дела.

В сентябре 2012 г. в России была запрещена деятельность Американского агентства международного развития USAID. В ноябре конгресс США, несмотря на противодействие администрации Обамы, принял акт Магнитского, запретивший въезд в страну россиянам (и заморозивший их счета), причастным к гибели юриста Сергея Магнитского, и другим нарушителям прав человека в России. Ответная мера Москвы подоспела в декабре - американцам запретили усыновлять российских сирот, финансировать или оказывать безвозмездную помощь НКО, участвующим в политической деятельности в России, быть членом или руководителем работающей в России НКО. Американцы, нарушавшие права россиян за рубежом, также были лишены возможности въезда в Россию. США заморозили работу в рабочей группе по правам человека. С возвращением Путина слова типа «модернизация» и «инновация» практически исчезли из политического словаря, замечает Макаркин.

Нет повестки

Стороны заняли различные подходы по сирийскому вопросу: Россия блокирует любую возможность повторения ливийского сценария. Переговоры по ПРО результата не дали, а инициатива президента Медведева по совместному строительству системы была отвергнута НАТО еще во время его пребывания у власти.

Новые инициативы США поддержки Москвы также не получили. Весной этого года Обама предложил дальнейшее сокращение ядерных вооружений, однако Россия отнеслась к этому предложению прохладно. По словам источника, близкого к Минобороны РФ, дальнейшее сокращение возможно лишь в том случае, если к нему присоединятся Франция, Великобритания и Китай, а также если оно не нанесет ущерба обороноспособности России от неядерных высокоточных вооружений, которыми располагают США. По словам эксперта по стратегическим ядерным вооружениям Павла Подвига, прохладный ответ России не стал существенной причиной заявления Обамы, в котором он отказался от визита в Москву, поскольку такой ответ в Вашингтоне и ожидался. Другое дело, добавляет эксперт, если бы Москва пошла навстречу Обаме по этому вопросу - тогда бы это помогло потеплению отношений двух стран в других областях.

Сенат США ставит палки в колеса и вертолетной сделке - отдельные сенаторы предлагали запретить финансирование закупок этих машин из бюджета минобороны США под предлогом того, что Россия продает оружие правительству Сирии. Пока эти попытки не привели к результату. В принципе, американские политики могут сорвать эту сделку, говорит источник, близкий к руководству «Рособоронэкспорта», но американские военные понимают, что в данном случае альтернатива российским вертолетам будет значительно дороже, а подготовку афганских летчиков для западных машин реализовать будет значительно сложнее.

Будь у России и США широкая экономическая повестка - были бы люди, заинтересованные в развитии отношений, однако этого нет, повторяет Злобин. В плане торговли сотрудничество стран действительно ограничено, говорит главный экономист Bank of America Merryll Lynch Владимир Осаковский: для России экспорт-импорт в США составляет около 2% от общего. Это объясняется и большим расстоянием, и тем, что Россия торгует в основном сырьевыми товарами. Масштаб торгового сотрудничества мог быть больше, но в США у сотрудничества с Россией нет бизнес-лобби, всегда на первом месте идет политика, а потом только экономика, хотя отдельные успешные примеры случаются - вроде мегасделки «Роснефти» с ExxonMobil.

В 2009 г., только придя к власти, администрация Обамы видела поддержку Москвы совершенно необходимой для решения самых важных международных проблем, таких как сокращение стратегических вооружений, попытки Ирана получить ядерное оружие и Афганистан, эта необходимость и стала движущей силой, теперь поддержка России не требуется столь остро, резюмирует развитие отношений бывший дипломат Стивен Пайфер в The Moscow Times. Позиция Путина по Асаду показывает, что США больше ничего не смогут получить от России, но и серьезно навредить Россия не сможет, поэтому пауза в отношениях вполне уместна, замечает Фридман.