На коляске - к успеху

Компания Bugaboo возникла в 1994 г. из студенческого проекта. У Макса Баренбруга, учившегося в академии дизайна Эйндховена, не было детей. Коляску он создал, понаблюдав за муками горожан
Коляски, выдуманные Баренбругом, славятся высокой проходимостью./ "Bugaboo"

Баренбруг - человек занятой. Он соучредитель Bugaboo, компании - производителя дорогих детских колясок, которые покупают знаменитости, например Элтон Джон, Мадонна и, как говорят, герцогиня Кембриджская. Но по пятницам Баренбруг всегда дома. Это время отведено для общения с его дочерьми 10 и 11 лет. Остальное время они проводят в школе, а он занимается своими делами. «Дома я настоящий Макс, такой, какой я на самом деле, без всяких масок. Сижу тихо и много думаю. Мне нравится одиночество. Иногда я прошу девочек: «Займитесь своими делами, не беспокойте меня», - говорит предприниматель.

Идея плюс аутсорсинг

«Я не из трудоголиков. Никогда по-настоящему много не работал», - продолжает он шутливо. Поистине редкое заявление для предпринимателя. Его жизненная философия такова: «Для дела нужны 1% вдохновения и 99% труда. Труд можно вынести на аутсорсинг. Мой вклад - это вдохновение, и я беру это на себя. Любую идею нужно как можно дольше вынашивать в голове».

У Баренбруга работает 35 дизайнеров. Правда, он хотел бы, чтобы их было еще больше. Когда у любого из этих 35 человек рождается ребенок, он получает ту же льготу, которой пользуется шеф. А именно может проводить пятницу дома. Со стороны Баренбруга это, конечно же, не чистый альтруизм. В другие дни дизайнеры должны работать в счет пятницы на час больше. К тому же совещания легче планировать, когда у всех одинаковые выходные дни.

Повышает ли лишний день, проведенный с ребенком, способность дизайнеров создавать инновационные и функциональные продукты для детей? «И да и нет. Если у вас нет детей, вы более объективны, а это лучше для поиска правильных творческих подходов», - говорит Баренбруг.

Цена красоты

После окончания академии дизайна Баренбруг вместе с Эдуардом Заненом, доктором и предпринимателем, который чуть позже женился на его сестре, решил продать разработанный им дизайн коляски производителям. Продать не получилось. Тогда друзья решили открыть собственный бизнес, для чего нашли производителя в Тайване. Первые коляски Bugaboo поступили в продажу в 1999 г.

Баренбруг иногда, когда ему это нужно, выражается очень туманно. На вопрос, каков вклад Занена в компанию, он отвечает: «Думаю, он вложил этак 150 000 евро». А что Занен об этом думает? Он говорит: «Я вложил в два раза больше». Тем не менее Баренбруг настаивает, что сумма вложений для них отнюдь не камень преткновения. Так же, как и развод Занена с его сестрой. «Они оба понаделали глупых ошибок. Оба виноваты. Да и вообще, мы все просто люди», - пожимает он плечами.

Баренбруг считает, что покупка дорогой коляски только для подтверждения своего социального статуса - сущее безумие. «У нас есть сумасшедшие покупатели, которые приезжают к нам за коляской Bugaboo только потому, что их соседи купили такую же», - говорит он. Лучшие модели Bugaboo стоят больше 1200 фунтов стерлингов ($1864).

Для Баренбруга главное в коляске - дизайн. Конечно, функциональность его тоже волнует, но он говорит, что она имела для него значение, когда нужно было привлечь покупателей-мужчин. «Когда компания была маленькой, нашими первыми покупателями были женщины. Надо было заинтересовать и мужчин», - говорит он.

Инвестиции в дрель

В детстве бизнесмен-дизайнер мастерил разные вещи в гараже родительского дома в голландском городе Гарлеме. Еще школьником он начал продавать самодельные кровати на длинных ножках студентам, которые хотели расширить пространство в своих маленьких комнатках и квартирах и поэтому нуждались в необычных, высоко расположенных кушетках. «Я покупал деревянные доски, стальные штыри и сваривал все вместе. Мне хватало денег, чтобы вернуть мои инвестиции в электродрель, а потом еще поехать отдыхать», - рассказывает он.

Его мать была домохозяйкой, а отец работал в розничной компании C&A. «В этой компании все было по старинке. Они все были очень набожные. А я в бога не верил», - вспоминает предприниматель.

Когда Баренбруг вырос, он поступил на факультет государственного управления. Но через год бросил учиться, а потом стал студентом академии дизайна. «Во мне проснулась та часть моей личности, которую подавляло многолетнее воспитание в семье», - говорит предприниматель.

Баренбруг считает себя в первую очередь дизайнером. Он пренебрежительно относится к названию своей должности гендиректора. «Гендиректор, или СEO, - это слово, для меня оно ничего не значит. Я отвечаю за концептуальное развитие компании. Я должен быть уверен, что мои продукты будоражат и привлекают клиентов и что они лучше, чем у конкурентов», - объясняет он.

Высокое качество продукции, по словам бизнесмена, удается поддерживать за счет налаженного производства на китайской фабрике компании. «Раньше коляски Bugaboo стояли в магазинах в ожидании своего покупателя... Люди выбирали продукцию более крупных компаний. Но потом все изменилось», - рассказывает Баренбруг. В 2012 г. выручка Bugaboo составила 94 млн евро по сравнению с 82 млн евро в 2011 г. Сегодня у компании восемь офисов и 900 сотрудников. Ее продукция продается в 46 странах.

Баренбруг считает, что дизайнеров недооценивают. «Google, Ap­ple, Microsoft и Mercedes созданы дизайнерами или инженерами. Дизайнер должен состоять в совете директоров и иметь право сказать последнее слово. Ведь речь о творческой концепции компании, о ее узнаваемости на рынке», - уверен он.