Налоги в пользу бедных

Нидерланды предложили способ борьбы с бедностью: пересмотреть налоговые соглашения с развивающимися странами, которые недополучают доходов от корпораций

Цена офшоров. $798

млрд вывели российские компании в низконалоговые гавани в 1990-2010 гг., подсчитали в Tax Justice Network на основе статистики Банка международных расчетов и МВФ

$21

трлн осел в этих странах

Для борьбы с уходом от налогов нужно пересмотреть около 20 соглашений с развивающимися странами, предложило правительство Нидерландов странам G20. Лазейки в соглашениях позволяют международным компаниям обходить законы, а бедные страны лишаются доходов, которые могли бы потратить на инфраструктуру и образование, сказала министр по делам сотрудничества Нидерландов Лилианна Пломен (ее слова приводит Financial Times). Кроме того, Амстердам намерен повысить прозрачность и ужесточить контроль за компаниями-прослойками, зарегистрированными в Нидерландах.

Нидерланды решились на пересмотр соглашений после того, как рост иностранных инвестиций в Африку привлек внимание офшорных финансовых центров. Маврикий, Сингапур и Люксембург подписали с африканскими властями договоры о защите инвестиций и соглашения об избежании двойного налогообложения. Одновременно низконалоговые юрисдикции стали предлагать инвестирующим в Африку компаниям услуги по налоговой оптимизации. В этой гонке Нидерланды - традиционный офшорный центр - проигрывают: под давлением борцов с бедностью и налоговой оптимизацией страна уже перезаключила соглашения с Ганой, Угандой и Замбией.

Голландия - классическая транзитная юрисдикция, которая используется для структурирования холдингов, внутригруппового финансирования и выплат роялти. Дивиденды из других стран налогом не облагаются, ставка по процентам по займам и роялти - 25%, но если платежи проходят транзитом через Нидерланды в офшор, то в Нидерландах налогом облагается только небольшая маржа, рассказывает партнер EY Владимир Гидирим. По его мнению, голландцы, скорее всего, потребуют от владельцев «прослоек» увеличить реальное присутствие, нанимать сотрудников и вести бизнес.

Многие российские компании регистрируют структуры в Нидерландах. «Газпром» создал там кооператив Gazprom Holding Cooperatie U.A., Mail.Ru Group перевела российскую дочернюю компанию «Мэйл.Ру» из кипрской юрисдикции в голландскую, 100% российского ООО «Яндекс» владеет голландская Yandex N.V. Ужесточение не сильно ударит по крупным холдингам, которые «содержат» в Голландии десятки компаний, но может оказаться фатальным для небольших групп - такие затраты будут для них неподъемными, говорит Гидирим.

С 1920-х гг. страны подписывают соглашения об избежании двойного налогообложения, но никто не ждал, что они не будут платить вообще, говорил в июле генсек ОЭСР Анхель Гурриа, представляя министрам финансов G20 план борьбы с налоговым арбитражем. Это одна из ключевых тем в этом году, сказал вчера президент Владимир Путин на саммите G20. Представитель Еврокомиссии сообщил Financial Times, что регулятор «будет настаивать на том, чтобы автоматический обмен налоговой информацией стал общемировым стандартом».

Переход от обмена информацией по запросу к автоматическому зафиксирован в плане ОЭСР. Организация предложила «двадцатке» одобрить 15 мер, среди которых ужесточение правил налогообложения иностранных контролируемых компаний и трансфертных цен, а также приведение соглашений об избежании двойного налогообложения к единому формату (в мире действует около 4000 таких договоров).

Положительную оценку плану давал министр финансов Антон Силуанов, правда, могут быть затруднения при его реализации. Россия - один из лидеров по использованию льготных юрисдикций, отмечала Tax Justice Network (см. врез).

Однако меры ОЭСР могут лишь перераспределить финансовые потоки из закрытых офшоров в пользу более «сговорчивых», отмечает профессор Университета Сассекса Дэниел Хаберли. Инициативы ОЭСР привели к созданию трехуровневой иерархии офшоров, считает он: почти не связанные со странами ОЭСР (например, Науру или острова Кука); страны, через которые идет стабильный поток инвестиций в страны ОЭСР (Каймановы острова, Бермудские острова, Сингапур, Гонконг); наверху пирамиды - низконалоговые страны ОЭСР (Швейцария, Люксембург, Ирландия, Великобритания и Нидерланды). По расчетам Хаберли, если и низконалоговая юрисдикция, и получатель инвестиций - страны ОЭСР, то финансовый поток растет в 5-15 раз.

Меры ОЭСР приведут к «разделению труда»: будут белые офшоры для оптимизации и черные для махинаций и отмывания, считает Гидирим, причем последних, скорее всего, «прихлопнут». Юрисдикции, не принявшие правила игры, будут выброшены на обочину, прогнозирует партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Но офшорная культура - это реальность, которую нельзя запретить, считает юрист: «Ее можно только окультурить».