Максимальный ретвит: Почему сентябрь не декабрь


Генералы всегда готовятся к прошедшей войне, вот и теперь на Старой площади даже не на сто - на двести процентов готовы к новой Болотной. Кажется, они учли вообще все, кроме одного: никакой новой Болотной не будет. По формату, природе, контексту и даже эмоциям любое сегодняшнее общественное движение - будь то майдан городского уровня, будь то мобилизация под второй тур - совсем не будет похоже на те робкие и неумелые первые шаги.

После декабря 2011 г. был нанесен удар по независимым медиа, которые были отнесены к организаторам или агитаторам массовых акций. Впервые власть обратила внимание на прежде сравнительно небольшие издания, находившиеся в условной резервации свободы слова по причине своей незначительности. Часть СМИ была закрыта полностью, а часть избавилась от «неудобных» журналистов и плавно скорректировала свою политику на более нейтральную.

Началось запугивание активистов. Задержания в фонтане 5 марта стали поворотным моментом; уже через два месяца события на Болотной площади, которые, по мнению многих независимых наблюдателей, были вызваны провокацией, стали триггером крупнейшего политического процесса последних лет. Дело 6 мая сделало одних «узниками», других эмигрантами, а прочих должно было напугать.

Была включена на полную мощь грубая и прямолинейная пропаганда. Никаких витийств в стиле Владислава Суркова - напротив, наспех скроенные агитки в эфире федеральных каналов и на страницах лояльных газет. Не внедрение новых смыслов в интеллигентские беседы в «Живом журнале», а механическое выведение хештегов и плюсование комментариев на YouTube по методичке. Никакой рефлексии, главное - эффективность для отчета, простая, понятная и исчислимая.

И, конечно, заработал бешеный принтер репрессивных законов. С одной стороны, надо было залатать обнаружившуюся во время протестов дыру в законодательстве: заткнуть рот некоммерческим организациям, повысить мизерные штрафы за митинги и начать регулирование интернета. С другой же стороны, были выбраны наиболее болезненные темы - гомосексуальная пропаганда, чувства верующих, усыновление сирот иностранцами и проч., которые могут не только посеять раздоры внутри движения за честные выборы, но и демонизировать его в глазах населения (что-то вроде «геи-богоборцы на деньги госдепа»).

Но все эти меры не помогут избежать нового всплеска протестов, если для него сложатся необходимые условия. Арест Навального на сутки показал, что тактика запугивания и штрафов провалилась. Само его появление в избирательных бюллетенях подтвердило провал курса на закручивание гаек. А оголтелая пропаганда лишь досрочно дискредитировала тех, кто был в нее вовлечен: если пять лет назад госпропаганду могли различать лишь эксперты, то теперь спущенные сверху и написанные под копирку заказные тексты заметны невооруженным глазом.

Может быть, действия администрации президента были эффективны в регулировании медиа? Да, безусловно, в их внутренней логике они были эффективны. Столько-то закрыто, столько-то уволены, столько-то перешли на «лайфстайл». Но позволят ли эти драконовские меры предотвратить что-либо? Нет.

За прошедшие 22 месяца принципиально изменился контекст. Медийная Россия переживает мало кому заметную революцию.

1. С декабря 2011 г. число тех, кто выходит в интернет каждый день, выросло на 43%. По данным ФОМ, их было 35 млн, а сейчас - больше 50 млн. На момент избрания Дмитрия Медведева президентом в 2008 г. таковых было всего 15 млн человек.

2. Весной 2012 г. произошло знаковое для российских медиа событие: по данным TNS, «Яндекс» обогнал «Первый канал» по суточной аудитории - 19,1 млн против 18,2 млн. Весной уже этого года аудитория «Яндекса» выросла еще на 10 с лишним миллионов.

3. Только за 2012 г., по данным все того же TNS, в Москве пользователей мобильного интернета стало больше на 45%. Еще больший рост показали небольшие города, от 100 000 до 800 000 человек, - 48%.

4. За 2012 г., по данным РАЭК, объем рынка электронной коммерции в России вырос на 27% до 400 млрд руб. Рынок интернет-рекламы в России вырос еще больше - на 35% и достиг 56 млрд руб. Это примерно в 20 раз меньше американского рынка, однако и темпы роста в США поменьше - всего 15% (по данным IAB и PWC).

5. Сильно подросла за прошедшие два неполных года российская аудитория «догоняющих» социальных сетей, Facebook и Twitter, - к лету 2013 г., по данным TNS, до 20 млн и 10 млн соответственно. При этом русскоязычный Twitter показывает фантастические цифры по производству контента: ежедневно там появляется 37 с лишним миллионов сообщений. Это втрое больше, чем, например, у «В контакте». В «Живом журнале», который до сих пор используется политтехнологами, публикуется лишь 640 000 сообщений ежедневно. Одновременно в рунете быстро растут и вспомогательные соцсети второй и даже уже третьей волны, как, например, «Инстаграм» или тем более Coub, которые только в эту кампанию впервые используются для политических целей.

Сейчас власть может позволить себя олимпийское спокойствие по поводу результатов выборов. Ей кажется, что все возможные механизмы новой Болотной перекрыты.

Массовые протесты не предопределены. Все будет зависеть от того, какой вывод из этого сделают те, кто будет объявлять результаты выборов. В одном из случаев мы очень скоро увидим, перефразируя культовую рекламу первого компьютера «Макинтош», почему 2013-й совсем не будет похож на 2011-й.