Хорошая новость: Помни день субботний


В воскресенье в Москве пройдут выборы. В связи с этим в субботу по сложившейся и закрепленной законом традиции нельзя будет заниматься предвыборной агитацией. Некоторые люди, например муниципальные служащие или автор этой статьи, работающий в участковой избирательной комиссии, не могут агитировать вообще. Уже три дня - и до самых выборов - нельзя публиковать результаты опросов общественного мнения.

В те дни, когда публикация опросов дозволена, она обставлена такими сложностями, что де-факто практически все СМИ вольно или невольно нарушают Избирательный кодекс города Москвы. Помимо результатов опроса, проведенного даже самой уважаемой социологической службой в стране, надо привести размер выборки, точную формулировку вопроса, заказчика исследования и размер статистической погрешности. Естественно, ни один редактор не может следовать этим требованиям, не превращая политическую заметку в трудночитаемый набор цифр.

Нынешняя выборная кампания длилась всего три месяца, но реальный период нормальной предвыборной агитации был гораздо короче. «Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования», - гласит избирательный закон города. Получается, что москвичу надо приложить специальные усилия только для того, чтобы узнать, какие кандидаты баллотируются на выборах и чем различаются их программы.

Если кому-то из кандидатов повезло привлечь внимание избирателя, он все равно ограничен в методах убеждения. Он не может, например, посвятить свое выступление критике одного из соперников и не может тратить эфирное время для «описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной <...> список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов». Постойте, разве не затем проводят выборы, чтобы следующие несколько лет испытывать на себе их последствия?

Все описанное выше - это лишь малая часть тех трудностей, с которыми сталкивается агитатор или кандидат во время выборов. Российские законы любят ограничивать свободу слова по самым разным поводам, но нигде не встретишь такого числа нелепых ограничений, как в Избирательном кодексе. Казалось бы, политический выбор - самое важное, что должен сделать гражданин, но практически никогда он настолько не ограничен в праве на получение информации.

За этим законотворчеством стоит не только политический расчет людей, волею судьбы уже занимающих выборный офис, но и целая идеология. В рамках этой идеологии политика - грязное, вредное дело, вроде курения табака, политическая агитация - неприятность, с которой надо по возможности бороться, а избиратель не вполне обладает свободой воли и самый важный выбор в своей жизни способен сделать под влиянием любой случайной фразы, подслушанной в телевизоре.

На самом деле все обстоит ровно наоборот. Человек отвечает за свои поступки и сам должен решать, чему верить. Политический выбор слишком важен, чтобы ограничивать свободу политического высказывания. Агитация должна идти непрерывно, а не только в промежутке между электоральными кампаниями. В понедельник в Москву вернется свобода слова - вот единственная хорошая новость.