Правила игры: Двадцатка существует

Завершившийся в Санкт-Петербурге саммит «большой двадцатки» был однозначно успешным. Кризис в Сирии, усугубившийся химической атакой в конце лета, не дал затмить экономическую повестку дня форума.

Стоит отметить три важных итога. Во-первых, на саммите были приняты конкретные сроки - с 2015 г. - по переходу к новой системе автоматического обмена информацией по налогообложению в рамках плана действий по борьбе с офшорами и уводом прибыли из-под налогов транснациональными корпорациями, принятого ОЭСР в июле. Во-вторых, лидеры обсудили дальнейшие шаги по совершенствованию финансового регулирования, в частности смягчению рисков, возникающих в так называемой теневой банковской системе. В-третьих, страны договорились продлить до 2016 г. соглашение по противодействию протекционизму в международной торговле, принятое на саммите «двадцатки» в Торонто в 2010 г., а также приложить усилия по отмене протекционистских мер, введенных отдельными странами вопреки соглашению.

Кроме того, отдельные участники саммита - страны БРИКС не теряли времени даром и успели договориться о создании пула валютных резервов размером в $100 млрд для противодействия потенциальным шокам, глобальным последствиям свертывания мягкой денежной политики в США. Также страны БРИКС договорились предоставить начальный капитал в $50 млрд для создания нового Банка развития, цель которого еще пока не совсем ясна, хотя претекст тот же - борьба с последствиями нестандартных денежных политик в развитых странах.

Возможно, все эти итоги не так впечатляют, как четкие и координированные предписания, принятые на экстренных встречах «двадцатки» в Вашингтоне и Лондоне в 2008-2009 гг. Отчасти из-за этого Джим О'Нил (банкир из Goldman Sachs, придумавший акроним БРИК) не видит будущего за G20 как мировым политическим институтом. Однако времена изменились, и для ситуации, когда мировая экономика больше не требует экстренных действий, но постепенно возвращается к росту, усилия по кооперации и координации, проявившиеся на саммите в Петербурге, вселяют надежду, что роль G20 не сойдет на нет.

Многие экономические меры, предложенные на саммите, перечисляют усилия по решению отдельных проблем, характерных для той или иной страны. И здесь меня удивил следующий факт. В официальном документе саммита по плану действий по поддержанию устойчивого роста, в частности реформ рынка труда, нацеленных на повышение норм участия в рабочей силе, развитие человеческого капитала, повышение занятости молодежи с целью снижения уровня долгосрочной структурной безработицы, размеров теневой занятости и т. п., перечисляются конкретные предложения 17 стран и регионов, входящих в G20. Однако в этом списке нет России. В среднем ситуация на рынке труда в России не хуже, чем во многих остальных странах G20, но структурные реформы рынка труда необходимы и нам, поскольку региональные различия огромны. Исходя из документа петербургского саммита, однако, все выглядит так, что конкретных планов в этом отношении у российского правительства нет.