Metro попала в приморские сети

Первым федеральным продуктовым ритейлером на Дальнем Востоке может стать Metro Cash & Carry. Она договорилась с властями Приморья и изучает вопросы логистики в удаленный регион
Сеть Metro может пополниться несколькими новыми магазинами в Приморье./ Е. Беликова/ Ведомости

Российское подразделение Metro Cash & Carry, гендиректор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Павел Грачев и губернатор Приморского края Владимир Миклушевский подписали в пятницу соглашение о намерениях инвестсотрудничества, сообщила пресс-служба Миклашевского.

«Мы начали переговоры в начале года и уже подошли к конкретным решениям», - приводятся в сообщении слова гендиректора российского Metro Питера Бооне. В августе проведена оценка возможностей региона, и сейчас стороны намерены просчитать инвестиции для начала строительства. По данным пресс-службы администрации края, ранее «Metro выразила намерение построить три торговых центра в Приморье - во Владивостоке, Уссурийске и Находке».

Приморье будет содействовать Metro как инвестору в реализации проектов, уточнила представитель компании Анна Малеина: «На текущий момент у нас нет конкретных планов, но мы подтверждаем интерес к выходу на рынок Приморья, региона с высоким экономическим потенциалом для развития нашего мелкооптового бизнеса».

Крупнейших продуктовых ритейлеров страны сейчас нет на Дальнем Востоке, самые восточные точки их присутствия - Новосибирск, Красноярск, Иркутск. Самый восточный город Metro - Иркутск, распределительный центр - в Новосибирске. Приморские чиновники заявляли, что готовы на «определенные преференции» для федеральных игроков. Переговоры велись с Metro и X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). По словам представителя X5 Владимира Русанова, компания и сейчас изучает этот вопрос.

Переговоры с федеральными ритейлерами - следствие работы первого вице-премьера Игоря Шувалова по привлечению в регион крупных инвесторов, говорят несколько игроков розничного рынка. «Мы поддерживали намерения крупных компаний развиваться на Дальнем Востоке. Ритейлеры не исключение. Приход в регион крупных сетей поднимет уровень сервиса и позволит снизить цены», - говорит представитель секретариата Шувалова.

«Первоочередные вопросы при выходе в новый регион - изучение рынка, логистики и местных поставщиков продукции, в первую очередь категории фреш», - говорит представитель X5. Ритейлеру, который развивает сеть не только через собственные магазины, будут нужны подходящие площадки для аренды магазинов, складов, добавляет он. Мetro уже изучает рынок Приморья и «вопросы, связанные с логистическими возможностями региона».

Затраты на строительство торгового центра Metro на Дальнем Востоке будут сопоставимы со среднероссийскими, считает директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, - около 25-30 млн евро. Но логистику придется выстраивать заново. «Практически единственный вариант доставки в этот регион из центра России - железнодорожный транспорт, но везти продукты так нереально. Целесообразнее не строить распредцентр для региона, а найти логистического оператора, который возьмет на себя часть рисков», - считает эксперт. В целом цены на продукты на Дальнем Востоке выше, чем в Центральной России, и дополнительная маржа позволила бы компенсировать дорогую логистику. По данным Росстата, минимальный набор продуктов питания в Дальневосточном федеральном округе в июле 2013 г. стоил 4100,4 руб., в то время как в Центральном федеральном округе - 3051 руб.