Музей одним крылом

Завершились реконструкция и реставрация принадлежащего Эрмитажу восточного крыла Главного штаба. Реставрация оказалась удачнее реконструкции
Старые, грязные дворы превратились в новые музейные залы./ Юрий Белинский/ ИТАР-ТАСС

Завершение приспособления к жизни знаменитого и дорогого народному сердцу исторического здания - событие замечательное (завершили же) и тревожное (не ужасен ли результат?). В отличие от многих аналогичных событий, реставрации Большого театра прежде всего, в истории с превращением Главного штаба в часть Эрмитажа не было ничего особо пугающего: что все вдруг могло рухнуть в процессе приспособления старых стен к современным функциям.

Не будем касаться финансовых проблем, с ними разбиралась Счетная палата. Отметим только, что в официальном пресс-релизе компании «Интарсия», которая и совершала работы в Генштабе, сообщалось, что всего было потрачено 13,5 млрд руб., раза в три больше, чем планировалось первоначально, в далеком 2004 году. Какая сумма из них пошла на реставрацию, а какая - на укрепление фундамента (неожиданно хлынувшие грунтовые воды потребовали дополнительных мер), журналистам не смогли ответить ни представители компании, ни министр культуры РФ Владимир Мединский, заметивший, что все решения по Генштабу принимались предыдущим руководством Минкульта. Однако министр произнес фразу, которая может стать крылатой, что Лувр теперь будет Эрмитажу завидовать.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на вопрос «Ведомостей», удовлетворен ли он работой «Интарсии» или претензий к качеству у него больше, чем благодарности, ответил, что результатом доволен, что все вопросы и проблемы решались в совместном обсуждении реставраторов и музея.

К реставрационной части - приведению в близкий к первоначальному вид исторических помещений, спроектированных гениальным Карло Росси двести лет назад, претензий нет. На первый взгляд - а при открытии журналистов провели по залам короткой экскурсией - здесь все удачно очищено от ужасов, оставленных пребыванием различных советских организаций - от милиции до проектных институтов. Где возможно, восстановлена первоначальная роспись, паркет по большей части набран заново, но по рисункам Росси. Совершенно очевидно, что удовольствие, которое получаешь в исторической анфиладе, даровано именно архитектором, создавшим комнаты и залы самых благородных комфортных размеров и пропорций, да еще с великолепным видом на красивейшую Дворцовую площадь и Зимний дворец.

Самая небесспорная часть осуществленного проекта - реконструкция внутренних дворов с превращением их в крытые галереи. Она вызывала сомнения еще восемь лет назад, когда демонстрировался проект трансформации Главного штаба в музей. Дворы до реконструкции находились, конечно, в чудовищном полуразрушенном состоянии, и тот факт, что они не являлись историческим памятником, позволил превратить их во впечатляющие современные сооружения, дающие возможность выставлять произведения грандиозных размеров.

Петербургская архитектурная мастерская «Студия 44», придумавшая эти крытые дворы, выиграла конкурс Международного банка реконструкции и развития, выделившего заем для программы, Министерство культуры их проект одобрило. Но в отличие от архитектуры Росси архитектура «Студии 44» кажется помпезной, холодной и некомфортной. Да еще уже виденной - и в проектах самого бюро, и в проектах реконструкции других музеев. Перекрытие внутренних дворов, к сожалению, стало обязательным. Увеличение площадей и в музеях оказывается важнее исторической памяти.