Развивающееся меньшинство

G20 предложила развивающимся странам бороться с оттоком капитала собственными силами, это не проблема мировых центробанков

Новый приоритет G20 - стимулирование экономического роста и создание рабочих мест. В прошлом году главными проблемами были кризис в еврозоне и меры бюджетной экономии, отметил министр финансов Франции Пьер Московичи.

Восстановление остается слишком хрупким, высока вероятность худшего сценария, возросла волатильность на финансовых рынках, описывается состояние мировой экономики в заявлении лидеров стран G20. Главные вызовы - высокая безработица и госдолг, замедление развивающихся рынков, нехватка частных инвестиций, финансовый рынок ЕС не восстановился и остается раздробленным.

Россия высказала G20 претензии от лагеря развивающихся рынков. Возникли новые риски, отметил президент Владимир Путин: «Политика раздачи бесплатных денег <...> не может продолжаться бесконечно». Сворачивание нестандартных мер может затронуть другие страны, сетовал он: «Уже и затрагивает». Отток средств с развивающихся рынков составил $44 млрд с начала года, индекс MSCI Emerging Markets потерял 9,4% при росте MSCI на 12%.

От имени развивающихся стран Путин предложил остальным членам «двадцатки» думать не только о своей экономике, но и о глобальной - прогнозировать последствия завершения программ монетарного стимулирования и коллективно принимать превентивные меры.

Но просьба удовлетворена не была. «Двадцатка» лишь пообещала информировать об изменении монетарной политики. Развивающимся экономикам дан совет решать локальные проблемы собственными силами, следует из коммюнике, - с помощью ясной макроэкономической политики и механизмов пруденциального надзора.

Страны БРИКС уже готовятся к сворачиванию ФРС программы QE3 (выкуп бумаг на $85 млрд в месяц). Инвесторы и экономисты ждут, что объемы предоставления ликвидности начнут сокращаться осенью. После того как США завершат QE3, страны БРИКС создадут стабилизационный фонд объемом $100 млрд, отрапортовал Путин. Китай вложит $41 млрд, Бразилия, Индия и Россия - по $18 млрд, ЮАР - $5 млрд.

Но G20 готова помочь развивающимся рынкам иным способом - поддержать план ОЭСР по борьбе с перемещением прибыли в низконалоговые зоны, отмечает Кит О'Доннелл из Аtoz. По расчетам Tax Justice Network, в низконалоговых гаванях осело около $21 трлн. В плане ОЭСР (одобрен в июле) по борьбе с налоговым арбитражем зафиксирован переход от обмена информацией по запросу к автоматическому. ОЭСР предложила G20 одобрить комплекс из 15 мер, среди которых усиление контроля за трансфертными ценами и правил налогообложения иностранных контролируемых компаний, ужесточение требований к открытию зарубежных филиалов транснациональными корпорациями, приведение соглашений об избежании двойного налогообложения к единому формату.

G20 призвала все юрисдикции быстрее присоединиться к плану ОЭСР. Единый стандарт обмена данными ОЭСР должна представить в феврале 2014 г., проработку деталей - завершить до середины 2014 г., заработать механизм должен до конца 2015 г.

Амбициозный план, но не ясно, кто возьмет на себя ответственность за реформу, скептичен О'Доннелл: крупные экономики G20 - Россия, Аргентина, Китай и Бразилия даже не являются членами ОЭСР. План заработает, если к нему присоединится большинство экономик и каждая страна примет соответствующие меры на национальном уровне, говорил министр финансов Антон Силуанов. Конкретных обязательств G20 не дала, отмечает О'Доннелл. Забота о собственном бюджете может перевесить общее желание бороться с офшорами, предупреждает Тоби Куантрилл из ActionAid.