Каникулы для автодилера

Программа льготного кредитования покупателей автомобилей пока не дает заметных результатов - в августе продажи продолжили снижаться. Дилеры надеются, что покупатели вернутся осенью
Продавцы машин ждут осени/ А.Махонин/ Ведомости

Продажи новых легковых и легковых коммерческих автомобилей в августе составили 231 915 шт., это на 10% меньше, чем год назад, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). «Ожидания в отношении августа были весьма умеренными. В этом смысле результат, который был достигнут, не выглядит разочаровывающим», - приводятся в сообщении АЕБ слова председателя комитета Йорга Шрайбера.

По сравнению с июлем августовские продажи сократились только на 1% - это довольно типичное сезонное распределение спроса, продолжает Шрайбер. В прошлом августе продажи машин оказались рекордными для этого летнего месяца: 259 000 автомобилей. Это связано с «однократным эффектом введения утилизационного сбора», указывает Шрайбер. Утилизационный сбор с ввозимых в Россию автомобилей (базовая ставка - 20 000 руб.) был введен в России с 1 сентября 2012 г.

На август приходится пик отпусков и в этом году он ничем не отличался от последнего месяца лета годами ранее, указывает гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая. Шрайбер продолжает надеяться, что «рынок имеет хорошие шансы стабилизироваться к концу этого года». Ключевым месяцем, после которого можно будет оценить перспективы рынка на конец года, станет сентябрь, указывает Луковецкая. На всплеск покупательской активности в осенние месяцы надеются все опрошенные «Ведомостями» дилеры.

В сентябре 2012 г. продажи по отношению к августу выросли только на 0,3%, свидетельствуют данные АЕБ. Но именно тогда началось замедление рынка: с января по август продажи держались на высоком уровне за счет большого количества скидок и спецпредложений. Сентябрьские продажи 2011 г., по данным АЕБ, были больше августовских на 4,7%. В этом году сезонный рост покупательской активности в осенние месяцы вместе с госпрограммой льготного кредитования существенно поддержит рынок, надеется Луковецкая.

Госпрограмма субсидирования автокредитов стартовала в середине июля: государство возмещает покупателю часть процентной ставки по кредитам на новые легковые автомобили стоимостью до 750 000 руб. (при нынешней ставке рефинансирования ЦБ - 8,5% возмещается 2/3 ставки, т. е. скидка от банковской ставки по автокредиту составит 5,5 п. п.).

Программа господдержки автокредитования позволила нивелировать сезонное снижение продаж, но не принесла ожидаемого прироста, констатирует директор дилерского центра Ford компании «Авилон автомобильная группа» Дмитрий Забель. Сегмент массовых брендов, объясняет он, продолжает демонстрировать снижение по сравнению с прошлогодним результатом. Продажи Ford, по данным АЕБ, сократились на 17%, Nissan - на 19%, Peugeot - на 31%.

Госпрограмма кредитования смогла заинтересовать покупателя, возражает Луковецкая. В «Рольфе», объясняет она, половина автомобилей в августе была продана в кредит - это на 14 п. п. выше прошлогодних результатов. Не остались в стороне и сами производители, продолжает она: например, Renault предлагает купить автомобиль в кредит под 0% годовых (т. е. субсидирует ставку по кредитам) - в результате продажи бренда в кредит у «Рольфа» составили в августе 90%. Всего в августе продажи Renault выросли на 23%. Положительная динамика и у корейских марок: Kia в плюсе на 6%, Hyundai - на 7%.

По расчетам PwC, до конца года будет выдаваться по 20 000-30 000 льготных автокредитов в месяц. PwC в июле прогнозировала, что рынок по итогам года мог бы сократиться на 6%. Но благодаря программе льготного кредитования падение составит только 1,5-3% и в итоге в 2013 г. в России будет продано 2,7 млн автомобилей, ожидали аналитики.

АЕБ пересматривала прогноз продаж автомобилей в начале июня. По итогам года ассоциация ожидает снижения продаж на 5% до 2,8 млн штук.