Теперь все дома

В «Лимбе» (Haunter) режиссер Винченцо Натали взял самую расхожую ситуацию фильма ужасов - дом с привидениями - и сделал кино, которое должно стать новой жанровой классикой
Призрака можно увидеть в зеркале, но еще вопрос, кто кого больше испугается/ outnow.ch

Винченцо Натали прославился в 1997 г. дебютным «Кубом» - малобюджетным фантастическим хоррором про семь персонажей в поисках выхода из странного лабиринта, похожего на огромный кубик Рубика и начиненного хитроумными ловушками. Персонажи не знали, что это за место и как они туда попали, а гигантская головоломка, вращаясь во всех плоскостях, убивала одного за другим с помощью разнообразных разрезалок пополам.

Эта универсальная лабораторная ситуация, которую так любит Натали, повторяется и в «Лимбе». Герои - семья из четырех человек - заперты в собственном доме. Вокруг густой туман, телефон отключен, машина не заводится. Лизе (Эбигейл Бреслин) завтра исполняется 16 лет, но она уже догадалась, что никакого завтра не будет. Вместо этого повторится уже прожитый день: отец будет опять чинить машину в гараже, младший брат - играть в «Пэкмэна», мать отправит Лизу в подвал заниматься стиркой, а вечером вся семья, уютно устроившись в гостиной, посмотрит любимый сериал.

Почему они застряли в этом дне 1985 года, Лиза тоже поймет быстро. А зрители еще быстрее. Мы ведь видели «Шестое чувство» и «Других». И знаем, что хоррор может быть снят с точки зрения призрака. А Винченцо Натали не собирается делать из этого страшную тайну, которая должна раскрыться в финале.

Фокус «Лимба» в другом: этот герметичный фильм опять похож на кубик Рубика, только теперь его фрагменты - не пространственные ячейки, а типовые жанровые ситуации, которые Винченцо Натали крутит в разных плоскостях, показывая, сколько комбинаций можно составить из стандартных элементов (дом с привидениями, маньяк, магические свойства зеркал). Получается фильм ужасов, который не столько пугает, сколько завораживает. Героиня Эбигейл Бреслин - как кэрролловская Алиса перед дверцей в волшебный сад, куда можно пройти, лишь уменьшившись. Она узнает, что смерть - это очень интересно, просто не сразу получается понять, как тут все устроено. Как достучаться до других мертвецов. Как объяснить им, что случилось. Как предупредить живых.

Вроде бы ничего нового, мы знаем, как открываются эти жанровые дверцы и куда они ведут. Но Винченцо Натали заставляет замереть почти перед каждой из них, как будто мы здесь впервые. 1985 год, на стенах детской - плакаты The Smiths и Siouxsie and the Banshees. Завтра день рождения, после которого, вероятно, начнется другая, взрослая жизнь, заполненная бессмысленным механическим повторением. Но, может быть, еще есть способ остаться. Не выходить из комнаты, не совершать ошибки. Не заводить мотора.

Потому что пространство сделано из коридора - но в случае Винченцо Натали это не умаляет пространства, а, напротив, делает чрезвычайно любопытным коридор.

В прокате с 12 сентября