Возвращение в ловушку

Представьте, что бывший босс зовет вас вернуться в компанию. Или предлагает перейти вместе с ним на новое место. Нередко - с повышением. Такое поведение начальника льстит самолюбию работника, и он не задумывается, чем может обернуться возвращение
Жозе Моуриньо/ Petr David Josek/ AP

Новая зависимость. Мэтью Стоун

бизнес-коуч, директор тренинговой компании The Stone Partnership. «Члены команды, которые боятся обмануть надежды, слишком нуждаются в похвалах босса и его заверениях в том, что они работают хорошо. Заканчивается тем, что они делают то, что хочет начальник, а не то, что хорошо для работы».

Футбольный клуб «Челси» празднует возвращение своего главного тренера Жозе Моуриньо. Тот ушел из клуба в 2007 г., а теперь вновь сотрудничает с Романом Абрамовичем. Моуриньо говорит, что за это время «стал другим человеком». За прошедшие годы он успел поработать в клубах «Интер-Милан» в Италии и «Реал Мадрид» в Испании и считает, что вырос над собой как управленец. Но сможет ли он снова сработаться с Абрамовичем?

Критерий - доверие

Вернуться на прежнюю работу по зову бывшего работодателя или перейти на новое место вслед за начальником может показаться соблазнительным. Вы уже когда-то съели вместе пуд соли, а время изгладило из памяти прежние обиды. Кроме того, внимание к вашей кандидатуре льстит самолюбию. Особенно привлекательно это предложение для тех, кто работает на одном месте дольше, чем хотелось бы. Чарльз Элвин, гендиректор британского Института лидерства и менеджмента, считает возвращение на прежнюю работу модной темой. Бывает, что возвращаются или переходят на другую работу целые команды сотрудников. Особенно часто это случается в юридической и банковской сферах. Обычно назад сотрудников зовет бывший босс, который нуждается в подчиненных, чьи профессиональные качества ему хорошо знакомы и которым он доверяет.

Ненси Скотт отвечает в рекрутинговом агентстве Rockpools за развивающиеся рынки. Она приводит в пример команду, занимавшуюся организацией Олимпийских игр в Лондоне в 2012 г. Эти топ-менеджеры ранее работали вместе и перед Играми снова объединились в одну команду. «Для организации Игр нужны были люди, которым начальство могло бы безоговорочно доверять. В этой сложной и ответственной ситуации ни у кого не было права на ошибку, людям приходилось учиться прямо на работе», - объясняет она. «Есть и другие примеры, когда бизнес-лидеры обращались к людям или командам, которым доверяли. Так, многие из команды банка Santander последовали за своим начальством в Lloyds TSB», - добавляет она.

И все же при формировании команды не стоит злоупотреблять личными связями, предупреждает эксперт: в компании может сложиться слишком однородная команда, в которой мало свежей крови. Или же создастся слишком сильная группировка «привилегированных», которая начнет подавлять других сотрудников.

Без права на ошибку

Для сотрудника возвращение на прежнее место работы может быть вдвойне соблазнительно, если ему предлагают более высокую должность. Тем не менее некоторые испытывают страх, зная, что им предстоит заниматься более сложной работой. Они боятся рисковать и этот страх губителен, говорит Мэтью Стоун, бизнес-коуч, который возглавляет тренинговую компанию The Stone Partnership. Он объясняет, что страх и боязнь не оправдать надежд «проникают в человека, как вирус, и ухудшают результаты его работы. Они лишают профессионала способности глубоко мыслить и решать проблемы. Пропадает желание рождать инновационные идеи и творить». По наблюдениям Стоуна, в таких случаях многие превращаются в жестких менеджеров и «ставят команде слишком высокую планку. Они опасаются, как бы бизнес не потерял свои позиции на рынке, что даст повод считать их слабыми управленцами». Кроме того, замечает эксперт, такие люди по 20 раз проверяют, как они сделали работу, пытаясь избежать малейшей ошибки. Они всегда испытывают слишком сильное чувство вины и ответственности за неудачу. Все это отнимает у них много времени и усилий. В конечном счете человек не использует на работе весь свой потенциал.

Майкл Бэдер, психоаналитик и старший советник Institut4Change, компании по развитию лидерства и организационным изменениям в Сан-Франциско, так объясняет это психическое состояние: «Подсознательно человек фантазирует, что он находится где-то, где ему нет места. Или что ему не предназначено судьбой быть успешным и могущественным. Многим кажется, что они попали в общество, где теперь находятся, по ошибке, и это повергает их в паническое состояние. Даже если эта паника никак не проявляется внешне». Продолжая свою мысль, психоаналитик уточняет: «Представьте себе, что вы попали в социальный круг, к которому не принадлежите. Вы, скорее всего, постараетесь приобрести идеальные манеры и никогда не совершать ошибки. Пусть их лучше совершают те, кто, как вы думаете, по рождению принадлежит к этому социальному кругу».

Например, один бывший IT-менеджер по 100 раз перепроверял свою работу. «Мне казалось, что, если что-то пойдет не так, это будет моя вина. Я стал параноиком, который перепроверял все по 10 раз, и это отнимало всю мою энергию и замедляло процесс работы», - рассказывает он.

Социальный капитал

Вернувшийся в компанию сотрудник должен тут же обзавестись как можно большим количеством связей в своей новой должности. Профессор Джулия Хобсбэум, гендиректор компании Editorial Intelligence и приглашенный профессор школы бизнеса Касса, говорит: «Мы знаем, что социальный капитал все чаще становится мерилом успеха личности в офисе. Хорошие связи - это замечательный способ найти нужных людей и нужный уровень экспертизы в разных подразделениях компании. И это очень важно для построения и консолидации социального капитала».

Вот и Жозе Моуриньо вернулся в футбольную команду «Челси», которую покинул шесть лет назад. Его уход связывали с его сложными отношениями с Абрамовичем. Тем более что Моуриньо отнюдь не слывет менеджером, избегающим трудовых конфликтов. Возможно, время позволит работнику и работодателю забыть об их разногласиях и начать все с чистого листа. Или конфликт вспыхнет опять?.