Конъюнктура: Выбор после выборов

После выборов Алексей Навальный оказался перед дилеммой: превратиться в федерального публичного политика или же остаться в большей степени революционером, считающим выборы временным баловством. Восьмого числа заработан очевидный политический капитал, к которому нужно отнестись с умом. Если призвать людей на митинги, а они туда не пойдут - уже опасная вещь. А ведь критической массы фальсификаций не было, зато у оппозиционных граждан появилась хрупкая надежда, что на выборах все же можно побеждать.

Превращение в потенциального лидера оппозиции - штука весьма заковыристая. Набирать вес за пределами Москвы будет не так и просто. Тем более что и власть вряд ли дальше станет играть в поддавки. Кампания Навального велась не только без серьезного противодействия. Наоборот, власть скорее помогала оппоненту. Все скандалы серьезно сыграли ему на руку. Собянин отказался от жесткой кампании. Сравните выборы президента весной 2012 г. («не отдадим Москвы врагам!») с нынешними («вообще-то я хороший мэр»).

Если объективно, то Навальному агитировать в городе скорее не мешали. Просто сравните количество уличной агитации за Навального и за Собянина. Собянин сделал ставку только на телевизор и на День города, просто напоминая, что у Москвы есть мэр и он ходит на работу. Никакой мобилизации сторонников, хотя сделать это было просто (да одна Сирия легко могла бы напугать избирателя при грамотной подаче «коварства мировой закулисы»).

Странные незаметные выборы прошли и в других городах, где власти пришлось туго. Очень вялая кампания была в Екатеринбурге, и почти не было ее в Петрозаводске (так уж вышло, что я посетил оба этих города в самый, казалось бы, разгар выборов).

Это вовсе не означает, что власть дальше предпочтет конкуренции подтасовки. Тут очень важной является история в Екатеринбурге - колебания там были, но Ройзман все же победил. Я говорю о другом - что власть выводы из выборов сделает.

Так что если оппозиция думает про федеральный успех, шампанское стоит отложить. В остальной России будет гораздо сложнее. То, что уровень поддержки власти в Москве - самый низкий по стране, показали еще выборы президента. Но ведь Навальный не вырулил на прохоровский результат (недобор - почти 225 000 голосов). Накануне выборов Борис Акунин дал критерий оценки результата в Москве. По этому «аттестату зрелости» у оппозиции тройка с минусом: еле перелезли за полмиллиона. А власть дальше будет играть без форы.

У оппозиции есть надежда на два сценария: условно назовем их «путем Ельцина» (бунт внутри элиты) и «путем Собчака» (рекрутирование совершенно новых лиц). Навальный идет по второму. Но если он провалится, то оппозиции придется пожалеть, что Собянин не набрал процентов 70% при высокой явке. Тогда была бы надежда на план «Ельцин-2» (приехавший с Урала на должность столичного градоначальника становится фронтменом части элиты, умело использующей народную поддержку в условиях нарастающей политической турбулентности). Но ведь ошибок еще можно избежать.