Борцы с налогом


Налог на финансовые операции (0,1% для сделок с акциями и облигациями и 0,01% для производных инструментов) нарушает законодательство ЕС, решила юридическая служба совета ЕС. Введение налога было одобрено в январе 11 странами - Германией, Францией, Италией, Испанией, Австрией, Португалией, Бельгией, Эстонией, Грецией, Словакией и Словенией. Заработать он может в 2014 г. и приносить в бюджеты около 35 млрд евро в год.

Италия уже ввела этот налог: в марте - на сделки с акциями, в сентябре - на высокочастотную торговлю и сделки с деривативами на акции.

«Принцип резидентства» - налогом облагаются операции в зависимости от расположения штаб-квартир, а не от места проведения сделки - не соответствует базовому договору ЕС, говорится в заключении юристов. Налог станет препятствием для свободного перемещения капитала и услуг внутри единого рынка. Есть угроза исков со стороны бизнеса и правительств других стран, отмечает руководитель службы налогообложения Association of Chartered Certified Accountants Час Рой-Чоудхари (цитата по Reuters).

Главным сторонником налога была Германия, которая хотела снизить активность финансовых компаний. Поддерживала его введение и Еврокомиссия. Налог сделает трейдеров более ответственными, говорил еврокомиссар по налогам Альгирдас Семета.

Экономическая эффективность налога вызывает сомнения: страны ЕС могут лишиться 641 000 рабочих мест, пишут эксперты Institute of Economic Affairs. С 1984 по 1991 г. налог на операции с акциями и облигациями действовал в Швеции: объем торгов упал, а многие компании вывели бизнес в Лондон. Доходы бюджета составили 80 млн крон против ожидавшихся 1,5 млрд крон в год (расчеты Peterson Institute for International Economics). В Италии новый налог понизит объем торгов на 5-7%, считает председатель совета директоров Concern General Invest Винченцо Трани).