Федеральная контрактная система: Госзакупки - под контроль


Федеральная контрактная система (ФКС) стала первым масштабным проектом, разработка и внедрение которого проходят при непосредственном участии экспертов. Усиление антикоррупционной составляющей, прозрачность ценообразования, контроль закупок на всех стадиях, поддержка малого и среднего бизнеса, подача информации о закупках в формате открытых данных - такие возможности дает новый закон.

Напомню, запущен пилотный проект по апробации новой системы закупок в «Росатоме», а также в Калужской, Вологодской, Новосибирской областях, Татарстане, Башкирии, Красноярском крае.

Еще в конце 2012 г. члены экспертного совета, обсуждая основные направления «открытого правительства», определили одним из приоритетов повышение прозрачности в сфере госрасходов. Создана рабочая группа, в которую вошли представители бизнеса, гражданского общества, общественных организаций, органов власти. В течение года она сопровождала разработку как самого закона об ФКС, так и сопутствующих документов.

Одной из ключевых задач здесь является разработка административных регламентов. Они должны быть едиными и прозрачными в каждом регионе.

Правительству предстоит принять 37 нормативно-правовых актов только на федеральном уровне. Еще больший пласт работы - доработка законов в регионах, чтобы ФКС с 1 января стартовала на всех уровнях.

Для быстрого реагирования на проблемы в ходе реализации ФКС принято решение ежегодно проводить их экспертное обсуждение с привлечением участников рынка. Здесь же будет учитываться успешный опыт по выявлению мошенничества. Так, весной под эгидой «открытого правительства» подготовлен доклад «Слепые закупки» об искажении информации о закупках. Прямые нарушения оцениваются почти в 900 млн руб. Эти бреши уже закрыты.

Именно поэтому особое внимание эксперты уделили повышению открытости ФКС. Первое и основное условие - раскрывается все: от планов закупок и обоснования цены до разбора жалоб. Эффективный контроль и равные условия для участников рынка невозможны без своевременной объективной информации. Данное требование заложено в стандарте открытости, который будет обязателен для министерств и ведомств.

Второе - стандартизация всех процессов. Рабочая группа уже разработала детальные положения о формировании планов закупок, процедурах общественного обсуждения, особенностях ряда закупок (например, в случае ЧС), о реестре недобросовестных поставщиков и т. д.

Третье - максимальная автоматизация процессов. Немаловажное значение приобретает публикация открытых данных - реестров, отчетов и другой информации в удобном машиночитаемом виде.

ФКС будет более комплексной, но и более сложной системой. Закон дает новые возможности для антикоррупционного контроля, но, конечно, возникают и риски появления новых лазеек для мошенничества.

Именно поэтому на первый план выходит общественный контроль, для которого закон дает беспрецедентные возможности. Уже сейчас объединились и профессионально работают и органы власти, и эксперты, и бизнес, и общественные организации - от Национальной ассоциации института закупок до «Роспила». Ведь более 80% россиян считают госзакупки так или иначе непрозрачными. Но более важно, что 55% готовы их контролировать. Поэтому будут разработаны предложения по развитию институтов общественного контроля и экспертного сопровождения. Вплоть до материального стимулирования - грантов для НКО на качественный мониторинг госзакупок.

А закупки свыше 1 млрд руб. должны рассматриваться, что называется, под лупой. Подрядчики таких контрактов (на уровне регионов порог - 100 млн руб.) будут обязаны раскрывать бенефициаров. Для закупок свыше 1 млрд руб. публичное общественное обсуждение обязательно. По мнению некоторых экспертов, этот порог может быть снижен, что определит практика применения данных нормативов. Также до конца года правительственная комиссия по координации деятельности «открытого правительства» рассмотрит практики общественных обсуждений госзакупок.

Государству крайне важно обеспечить мониторинг прозрачности госрасходов независимыми экспертами и гражданским сообществом. Будет разработана система показателей эффективности закупок министерств и ведомств, и уже в следующем году составлен рейтинг лучших и худших, в том числе по уровню конкуренции.

Такая масштабная работа, возможно, потребует появления ведомственного органа, который будет заниматься разработкой регламентов, администрированием процедур, оценкой адекватности стоимости, а также иметь контрольные функции по реализации системы закупок. Еще одна потенциальная задача - проведение крупных и сложных закупок. Необходимость создания такого органа эксперты обсудят до конца года. Подчеркну, создание единого органа - не разрастание бюрократии, а, наоборот, ее оптимизация. Повышение качества закупок, расширение числа поставщиков, информационная открытость, общественный контроль - эти меры, по оценкам экспертов Высшей школы экономики, только в первый год могут сэкономить до 700 млрд руб. - это около 1% ВВП России. А в дальнейшем эта цифра может достигнуть 1 трлн.

Модернизация системы госзакупок - длительный процесс. С вступлением в силу ФКС моментальных результатов не будет. Важно, что государство фактически дает максимальные возможности для общественного контроля. И на недавней встрече с экспертным советом председатель правительства Дмитрий Медведев этот запрос от имени государства к обществу четко сформулировал.