Уравнять город с деревней

Минфин предлагает упростить расчеты в ОСАГО: сократить число коэффициентов, влияющих на стоимость полиса, и унифицировать принцип начисления выплат

Сейчас стоимость полиса ОСАГО рассчитывается на основе базового тарифа (по типу автотранспортного средства: от 1215 руб. для мототехники и до 3240 руб. для грузовиков) и семи поправочных коэффициентов, которые учитывают возраст и стаж водителя, число допущенных к управлению, срок использования автомобиля, мощность двигателя, предыдущую аварийность (бонус-малус) и территорию использования.

В первую очередь Минфин хочет упростить территориальный коэффициент. Сейчас страна разбита на крупные, средние и небольшие города и каждому региону и городу с учетом аварийности в них присвоен коэффициент от 0,5 до 2, увеличивающий или уменьшающий стоимость полиса.

Минфин намерен сократить число таких территорий. «На первом этапе мы хотим плавно отменить, точнее, укрупнить коэффициенты, например, с отдельных городов до регионов, объединить некоторые категории», - рассказал «Ведомостям» замминистра финансов Алексей Моисеев.

Кроме того, работая над тарифообразованием в обязательных видах страхования, Минфин в ближайшее время постарается ввести общий принцип выплат, привязав их размер к типу нанесенного жизни или здоровью ущерба.

Продолжить начатую Минфином работу предстоит ЦБ. Минфин определяет лимиты выплат и расчетные коэффициенты, а размер тарифов устанавливает Банк России.

Источник в службе ЦБ по финансовым рынкам отметил, что работа по тарификации ОСАГО стоит в приоритете, «но лишь после завершения организационных процессов в службе». «Чтобы стало понятно, кто из заместителей первого заместителя председателя ЦБ за что отвечает в страховании», - уточняет другой собеседник «Ведомостей», близкий к ЦБ. Служба, по словам ее представителя, «готова обсуждать вопрос тарифов с любыми заинтересованными сторонами».

Для страховщиков главное - чтобы в итоге выросла цена полиса. «Если корректировка коэффициентов приведет к их повышению, это может несколько сгладить ситуацию с убыточностью ОСАГО, однако не сможет выправить ситуацию в целом. Тарифы ОСАГО не менялись 10 лет, и необходимость их повышения очевидна», - уверен президент Российского союза автостраховщиков (объединяет участников рынка ОСАГО) Павел Бунин. «Надеюсь, что в коэффициентах деревни приравняют к городам, а не наоборот, - надеется член совета директоров «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов. - С учетом того что люди из пригорода все чаще ездят на работу в крупные города, это решит проблему убыточности в регионах, где есть разница в коэффициентах между областными центрами и соседними городами».

«ОСАГО в 2003 г. был выпущен с рядом принципиальных недочетов, которые исправлялись. Сегодня мы имеем статистику выплат, убыточности по каждой категории и можем увидеть частоту страховых событий по каждому региону и даже городу, - говорит директор агентства страхования ответственности СК «МАКС» Дмитрий Феськов. - Чтобы новая модель ОСАГО была эффективна, при обсуждении спорных вопросов должен быть тщательно проанализирован опыт 10 лет».

Детализация всех направлений ОСАГО и приведение его в вид, который устроит всех участников рынка, улучшит ситуацию, но повлияет на стоимость полиса, признает Минфин. «Структура, заложенная в законе о страховом деле и проекте рассматриваемых сейчас поправок в ОСАГО, предусматривает создание тарифного коридора, и одновременно стороны процесса обсуждения подталкивают Минфин к размножению коэффициентов - объясняет Моисеев. - Но это путь советской экономики, когда советские ученые думали, что обсчитают всю экономику и это вполне возможно. Не получается, жизнь намного разнообразнее, а эксперимент с Госпланом у нас в стране уже был».