Как найти 3000 мест

PSA Peugeot Citroen закрывает завод в пригороде Парижа. Это стало возможно только после того, как автопроизводитель пообещал переобучить и трудоустроить 3000 работников завода
Antoine Antoniol/ Bloomberg

Не в полную силу. 75

процентов производственных мощностей используют в работе более половины автозаводов Западной Европы, показало исследование, проведенное группой консультантов из AlixPartners.

Венсан Сеги, бывший директор по кадрам, а ныне глава центра мобильности персонала Peugeot, сейчас ломает голову, как выполнить требование властей в отношении крупнейшего французского автомобильного завода в пригороде Ольне-су-Буа. Трудоустройство уволенных рабочих - часть одобренного французским правительством плана реструктуризации Peugeot, на который власти выделили 568 млн евро ($749 млн). Происходящее показывает, насколько тяжело закрыть хотя бы один завод в Западной Европе. Даже если политики дали на то согласие.

Не меньше миллиарда

В полдень на внутренней парковке завода можно увидеть рабочих, которые, вместо того чтобы стоять у станка, разъезжают по двору на автобусе. Они готовятся к переходу на новую работу в транспортное агентство, куда определила их Peugeot. За переобучение каждого сотрудника компания платит по 10 000 евро ($13 216). «Это минимум того, что они могут сделать. Многие проработали на заводе всю жизнь», - говорит 32-летний рабочий автомобильного завода Жонаталь Мона, садясь за руль автобуса.

О закрытии завода Peugeot заявила в конце прошлого месяца после более года отсрочек и протестов. Ранее заводы в Западной Европе начали закрывать General Motors и Ford Motor. Причина закрытия - переизбыток производственных мощностей и, как следствие, отсутствие прибыли. Многие аналитики и топ-менеджеры, работающие в отрасли, утверждают, что автоконцернам и дальше придется закрывать заводы, чтобы адаптировать объемы производства к упавшему спросу на автомобили в Европе.

В августе французская дорожная полиция зарегистрировала на 17% меньше новых машин Peugeot, что косвенно говорит о падении продаж. Даже когда объем продаж новых автомобилей перестанет падать, автопроизводителям будет трудно получать прибыль, если они не сократят объем выпуска продукции, говорят аналитики и топ-менеджеры.

«Закрытие завода в Западной Европе может обойтись более чем в 1 млрд евро», - констатирует Рон Харбор, консультант в сфере автопрома компании Oliver Wyman. Он говорит, что многие автоконцерны откладывают закрытие заводов из-за финансовых соображений. «Мало кто хочет выкладывать за это деньги», - поясняет он.

Когда Ford Motor закрывала завод в Бельгии, ее затраты на выходные пособия только для почасовых работников составили $750 млн, сообщается в отчете компании. Для сравнения: в период между 2007 и 2009 гг. Ford Motor ликвидировала с дюжину своих подразделений в США, потратив при этом от $5 млрд до $6 млрд. Ликвидация заводов происходила намного быстрее, чем в Европе. Всего в США после кризиса 2008 г. автоконцерны закрыли более 20 заводов, и результат налицо. Теперь американские автомобильные заводы работают с полной загрузкой и получают хорошие прибыли.

Всему научат

Закрытие крупного завода знаменует изменения, которые произошли во Франции за последние годы. В 2009 г., сразу после кризиса, французское правительство предлагало автопроизводителям кредиты на миллиарды долларов, лишь бы они пообещали, что не закроют ни один завод. «Всех поражало, как много времени требуется на получение одобрения со стороны правительства на ликвидацию завода в Ольне-су-Буа. Это проблема для всего рынка», - говорит Стивен Рейтман, аналитик автомобильной отрасли в Societe Generale.

Peugeot целый год преодолевала сопротивление правительства и профсоюзов. Выступления последних иногда приобретали весьма воинственный характер. В конце концов компания согласилась предложить рабочим переобучение, новое трудоустройство и щедрое по французским меркам выходное пособие.

В здании созданного компанией центра по мобильности персонала трудится 50 штатных работников и десяток внештатных. Они обучают увольняемых всему - от искусства написания резюме до работы на уменьшенной модели железной дороги.

В конце августа завод согласились покинуть примерно 2200 рабочих. Эти люди по крайней мере занялись поиском новой работы внутри и за пределами Peugeot. Но еще более 500 человек числятся в списках как «неопределившиеся», говорит пресс-секретарь компании (еще 300 человек уже покинули фабрику). Тем, кто не найдет работу к концу года, Peugeot должна предложить два последних варианта трудоустройства: один - внутренний, другой - внешний. Но если работник не примет предложение или не пройдет собеседование, то компания может его уволить, говорит Сеги. «Нелегко трудоустроить 3000 человек. В конце нам придется иметь дело с поистине сложными случаями», - вздыхает он.

Мощности в убыток

Завод в Ольне-су-Буа был построен в начале 1970-х гг., но теперь он слишком велик для компании. Еще в 2007 г. он выпускал 300 000 машин в год, а в прошлом году с его конвейеров сошло уже всего 120 000 автомобилей. В июле 2012 г. впервые было объявлено о предстоящем закрытии завода. Но только что избранный президент Франсуа Олланд назвал план закрытия «неприемлемым».

Узнав о планирующемся закрытии, профсоюзы подали иск в суд на компанию. Часть рабочих объявили забастовку. Ситуация становилась все более напряженной. Менеджмент Peugeot и профсоюзы обвиняли друг друга в провокации саботажа и насилия.

Многие конвейеры остановились, и в результате завод выпустил на 24 000 машин меньше, что обошлось Peugeot в 100 млн евро ($132,5 млн) убытков.

Только в конце апреля большинство профсоюзов согласились с предложениями Peugeot. И Сеги начал воплощать в жизнь свои планы по переобучению и трудоустройству работников завода. В мае бастующие получили свои отступные и покинули фабрику. «Было очень трудно договориться. Многие рабочие считали, что менеджеры их предали. Я до сих пор иногда плохо сплю по ночам, когда вспоминаю некоторые события последнего времени», - признается Сеги. Сейчас Peugeot пытается избежать закрытия других своих заводов, которые выпускают вполовину меньше того, что позволяют им производственные мощности.