Вин Дизель о Чужом, о женском

В фантастическом боевике «Риддик» (Riddick) герой Вина Дизеля попадает в ту же ситуацию, в какой оказался 13 лет назад в «Черной дыре». Но есть у «Риддика» прототип и повесомее
Вин Дизель все видит/ outnow.ch

Режиссер Дэвид Туи, снявший все три фильма о Риддике, вернулся к истокам и даже извинился перед фанатами, которые обиделись за то, что в «Хрониках Риддика» (2004) получили космическую мыльную оперу вместо мясистого боевика, которым была «Черная дыра» (2000). «Риддик» начинается с пышного пролога, в котором Вин Дизель скучает на троне покорившейся ему империи галактических злодеев некромонгеров, а потом становится жертвой придворных интриг и оказывается на далекой пустынной планете, где признает, что слишком изнежился в роскоши и дал слабину. А значит, пора сбросить театральные доспехи и вернуться к природе, читай - к чистоте жанра.

Поэтому в «Риддике» все почти как в «Черной дыре», только спецэффекты чуть подороже.

Пустынная планета опять населена злобными тварями, которые боятся яркого света и выползают на охоту с наступлением тьмы. Бывший уголовник Риддик и сам такой: как известно из первой серии, в самой жуткой тюрьме вселенной он сделал операцию, после которой его глаза приобрели голубое свечение и стали работать как приборы ночного видения.

В сражении против чудовищ Риддику опять приходится объединяться с теми, кто гоняется за ним. В качестве спасательной шлюпки он хитроумно вызывает на планету корабль охотников за головами. Прилетает два. Команда первого намерена Риддика просто убить и получить награду за голову. Второй экипаж хочет поймать самого знаменитого преступника галактики живьем. Капитан (Мэтт Нейбл) носит знакомую Риддику фамилию Джонс - такая же была у его конвоира из «Черной дыры».

Риддик опять дает себя поймать - чтобы побренчать кандалами и мрачно осклабиться: «Не меня вам надо бояться».

Тьма подступает, опытный зритель радуется, что угадал, кого первым сожрут, и потирает руки в предвкушении дальнейшего пиршества: два экипажа - больше мяса, такова логика всех продолжений.

Вырисовывается архетипический сюжет, на котором не одна «Черная дыра» построена.

Герой-одиночка и команда космических головорезов против чудовищ. И у героя с чудовищами есть кое-что общее. Мало того, что Риддик живет в пещерах, прекрасно видит в темноте, не переносит света, умеет бесшумно подкрадываться и быстро убивать. Адаптируясь к суровым условиям, он сделал себе прививку ядом чудовища. И стал чудовищам роднёй.

А всех чудовищ из космоса, как известно, нарисовал Ганс Руди Гигер - знаменитый швейцарский сюрреалист, явивший миру иконический образ Чужого, универсальный прототип, сходства с которым не избежал, кажется, ни один монстр из тех, что подстерегают искателей космических приключений в опасных складках вселенной.

А мы ведь знаем, кто свой среди Чужих. Лейтенант Эллен Рипли (Сигурни Уивер), сумевшая сначала выжить среди монстров, узнать их повадки, а в итоге стать с ними одной крови. Рипли - прототип Риддика.

В двусмысленное положение попал Вин Дизель.

С одной стороны, он, лысый и мускулистый, - герой действия, воплощение брутальности и мужской сексуальности. Девочки ходят в кино на Дизеля едва ли не с большим энтузиазмом, чем мальчики.

С другой стороны, роль его женская, потому что в архетипическом сюжете, сформированном «Чужими», он замещает Сигурни Уивер (чужую среди мужчин). И, похоже, к третьему фильму о Риддике это почувствовали даже сценарист и режиссер.

Попав на незнакомую планету, Вин Дизель, к восторгу девочек, величаво позирует обнаженным в лучах не то рассвета, не то заката. А Вин Дизель в кандалах, по мнению единственной среди наемников женщины (Кэти Сахофф), даже сексуальнее, чем голышом. «Риддика» должны бы воспеть феминистки: брутальный герой боевика стал объектом любования, которым обычно бывает женщина (при всей крутизне им всегда была и Рипли).

И даже удивительная интуиция Риддика начинает казаться здесь приметой женского, сенситивного начала. Риддик склонен к рефлексии и внутренним монологам, обостренно чувствует природу и умеет дружить с животными: в начале фильма он подбирает и приручает местного полосатого щенка, нелепую помесь зебры с гиеной. Когда щенок подрастает, он становится Риддику верным товарищем, готовым порвать за него хоть наемника, хоть монстра. Это грозное с виду существо даже трогательней, чем кот, о котором заботилась Рипли. И когда какой-нибудь злодей наводит на зеброгиену винтовку, очень хочется, чтобы появилось чудовище и откусило снайперу хотя бы оптический прицел.

Чудовища прячутся довольно долго, а когда наконец выскакивают отовсюду сразу, один из уцелевших наемников оборачивается к закованному в кандалы Риддику и с ужасом говорит: «Да это ты их вызвал!»

Риддик только гремит цепями и адски хохочет. Рипли в таких случаях отвечала, конечно, круче: «Я мать этого монстра».

В прокате с 12 сентября