Суть дела: Галочка вместо справки

ЗАО «Ланит»

IT-холдинг. Создан в 1989 г. Объединяет компании в области системной интеграции, дистрибуции, консалтинга, IT-аутсорсинга обучения. Основной владелец - президент группы Георгий Генс. Консолидированный оборот в 2012 г. - 73,6 млрд руб. (включая НДС). По итогам 2012 г. занимает 1-е место в рэнкинге крупнейших российских компаний в области информационных и коммуникационных технологий «Эксперт РА».

У нас в России на службе государства около 100 млн курьеров, которые бегают между органами госвласти и носят справки. Вы скажете, что с появлением 210-го закона [«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г.], с появлением межведомственного взаимодействия, «межведа», эта проблема решается. Она действительно решается, но медленно.

Приведу пример: у меня друзья в регионе поженились, пришли в региональный орган власти за субсидией на жилье, а им предлагают принести пачку справок. Они говорят: «Как так? Ведь есть межвед...» - «Проблем нет, - им отвечают. - Но только, чтобы эти справки собрать, нам потребуется порядка месяца на каждую. А вы денек-другой потратите и соберете их все... в соседнем здании».

Я эти проблемы систематизировал, получилась пирамида, в основе которой лежит нормативная база - государство говорит: делать нужно вот так, и это закрепляется в виде нормативных документов. Другой аспект - организационный; он с нормативным сильно переплетается, но все же отдельный. Прежде всего нужно понимать: имеет вообще тот или иной орган власти право требовать ту или иную справку, зачем она ему нужна? А бывают прямо-таки вопиющие ситуации, когда орган власти требует свою же справку, которую выдает рядом в другом окошке. Если эту организационную проблему решить - будет установлено, когда справка действительно нужна; будет гарантия, что ее требуют не просто так и что персональные данные из нее орган власти сохранит на будущее.

Теперь мы переходим к тому, что надо эти справки как-то возить <...> Но, наверное, это не очень правильно, потому что в большинстве своем справки как таковые не нужны. Нужны статусы: имеет право - не имеет права, привлекался - не привлекался. На запрос информации в соответствующем ведомстве в ответ достаточно галочки, которая подтверждает тот или иной статус. Иногда, конечно, нужна справка или выписка. Но даже ее можно передать в электронном виде, подписать и обеспечить сохранение. На федеральном уровне каким-то образом это регулируется, в большинстве регионов - тоже. Но вот межуровневого взаимодействия - по каким правилам регион должен федеральные органы запрашивать и наоборот - пока нет. Так же как не очень ясно, на каком основании, почему один орган власти другому должен что-то предоставить. Хорошо, допустим, создали для этого ТКМВ (технологическую карту межведомственного взаимодействия), утвердили. Но начинается реализация в СМЭВ, и в ней ТКМВ, например, забыли актуализировать - и весь процесс распадается.

С точки зрения технологии надо сказать, что по-хорошему справки и документы межведомственного обмена надо унифицировать и классифицировать, сейчас единой антологии нет. Например, я - федерал и хочу получать определенную информацию в регионах. Суть этой информации во всех регионах будет одинаковая, а ведомства, услуги, названия - разные. Эти вещи, конечно, можно унифицировать. Тем более что документов, которыми обмениваются, не так уж много - пара сотен, по моим оценкам.

Если говорить о ТКМВ, то сейчас всякий раз ведомство с ведомством между собою подписывают и утверждают этот документ. Это нормально для апробации, для пилотов, но это не может быть всегда. Есть реестр госуслуг, они там описаны - туда надо включить унифицированный справочник документов, сделать связи между ведомствами и утвердить - легитимность взаимодействия обеспечивается единовременно. ТКМВ уже не нужна. Очень важно ввести единый реестр прав. Если я, федерал, декларирую право получать из регионов информацию определенного рода, то как бы по-разному ни назывались в 83 регионах ведомства, которые ее предоставляют, мне автоматически эти 83 взаимодействия обеспечены.

Когда не было еще 210-го закона и, соответственно, межведомственного взаимодействия, регионы в той или иной степени делали попытки создать подобные регламенты, чтобы гражданину или бизнесу не нужно было бегать и собирать справки. И те, кто не ограничился созданием одной двери, одного окна в виде МФЦ, а старался организовать реальный межвед, - они прошли в некоторой степени и нормативный путь. Потому что ой как тяжело было договариваться этим непонятным тогда МФЦ с такими федеральными структурами, как Росреестр или ФМС: «Какой такой агент между нами и гражданином? Нет, гражданин к нам должен сам прийти...» Но попытки были произведены. И сейчас МФЦ - это центры компетенции, а те люди, которые их создавали, участвуют в написании документов по межведу.

До того как появилось 1376-е постановление правительства [«Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг от 22.12.2012], каждый урюпинский МФЦ должен был заключать собственное соглашение с «федералом». Теперь появились уполномоченные МФЦ - они действуют на уровне субъекта и могут представлять все свои МФЦ, заключив одно соглашение с федеральными органами власти. И все представительства этого МФЦ на территории субъекта автоматически получают такое же право. Более того, теперь и региональные органы власти, которые взаимодействуют с федералами и муниципалами, пользуются тем, что МФЦ - оператор межведомственного взаимодействия. Они тоже могут не договариваться и не заключать соглашение каждый раз. Они общаются через уполномоченный МФЦ и получают оттуда информацию. Подчеркну, что я говорю про организационный аспект, МФЦ не заменяет СМЭВ, потому что СМЭВ - это уже технология.

МФЦ после появления межведа - это новый уровень оказания услуги. Да, действительно, различные ведомства скоро перестанут требовать с вас справки. Но, придя в МФЦ, ты можешь задать следующий вопрос: что я (а я пенсионер, у меня инвалидность, я ветеран войны) вообще могу получить, какие услуги? И выбирать из всего спектра услуг - муниципальных, федеральных, региональных. Для автоматизации деятельности МФЦ существует типовое решение АИС МФЦ СПО, которое «Ланит» разработал по заказу Минэкономразвития. Покрывается вся сеть МФЦ, включая уполномоченные. В состав входит типовой портал МФЦ для региона. В системе находятся адаптеры к федеральным сервисам, они постоянно актуализируются, потому что сервисы добавляются и изменяются. Со СМЭВ адаптеры интегрированы с использованием облачных решений - адаптер уполномоченного МФЦ обновляется один раз, и все пользователи этого облака, подразделения МФЦ на территории субъекта, получают обновленный сервис.h