Регионы: Министерство в двух ипостасях

В Московской области есть проблемы, схожие с проблемами Москвы и Петербурга. Однако существует и своя специфика, свои особенности территориального и социально-экономического устройства, которые наложили существенный отпечаток на разработку стратегии развития по всем отраслям экономики, в том числе и в сфере государственного управления и информационных технологий.

Территория области по форме представляет подкову, она разорвана - нет объединяющего кольца. Поэтому, в принципе, интеграцию можно осуществлять только на виртуальном уровне.

Исторически сложилось, что у нас 360 муниципальных образований, в том числе 72 городских округа. Все они находятся на разной стадии социально-экономического развития, главы муниципалитетов имеют право вести хозяйство так, как они считают нужным. Соответственно, достаточно тяжело объединять и вовлекать всех в единый процесс. Мы очень большое внимание уделяем совместным рабочим группам и советам по различным направлениям деятельности. Почему я об этом говорю? Потому что на сегодня у нас [с учетом всех муниципалитетов] сложилось порядка 3500 различных государственных услуг и, конечно, вопрос их типизации очень важен. У нас есть комиссия по административной реформе, мы на ней пытаемся определять типовые услуги. Это достаточно сложно, потому что не всегда муниципальные образования идут на унификацию. Но мы не можем для каждого муниципального образования предоставлять сервисы по переводу услуг в электронный вид или предоставлять в разных муниципальных МФЦ свои типы услуг.

Что было предпринято и какова наша основная концепция. На федеральном уровне тема МФЦ находится в ведении Минэкономразвития, а тема информатизации - в ведении Минкомсвязи. В Московской области это слито воедино - мое министерство называется министерством государственного управления, информационных технологий и связи. Мы посчитали, что невозможно отделить методологию, нормативные документы, непосредственное строительство МФЦ от реализации с точки зрения инструментария. Поэтому мы изначально взяли на себя функции Минэкономразвития в области экспертиз, административных регламентов и ответственности по административной реформе. Мы обеспечиваем всю методологию как для МФЦ, так и для услуг в электронном виде. И также отвечаем и за строительство и ввод МФЦ.

Мы подошли к схеме размещения МФЦ достаточно креативно, проанализировав территориальную специфику наших районных центров. Например, город Королев. Согласно методике исходя из плотности населения здесь необходим один многофункциональный центр. Но в силу того, что отдельные районы Королева сильно удалены от центра, мы приняли решение, что здесь будет не один, а три МФЦ. А в Красногорске город разделяет река. И мы решили построить здесь не один МФЦ на 40 окон, а два по 20 окон. Аналогичная ситуация и в Электростали, где город разделен большой промышленной зоной.

Также мы являемся оператором и идеологом всех информационных систем, которые связаны с обеспечением государственных услуг, - это региональные системы межведомственного электронного взаимодействия. Область пошла по пути создания собственной информационной системы и АИС МФЦ. Мы предоставляем эту систему для всех муниципальных МФЦ. Поскольку область только с конца прошлого года запустила программу по строительству и вводу МФЦ, на сегодня у нас открыто семь МФЦ, а всего сейчас строится 12. Это не так много, но к концу 2015 г. у нас их будет уже 94.

Следующий момент - это мониторинг и рейтинги. Мы определяем методику, разрабатываем нормативные акты, строим здания, внедряем систему, предоставляем доступ, и мы же осуществляем мониторинг, контроль и составление рейтингов. Мы уже ввели определенные показатели, по которым оцениваем деятельность муниципальных глав и, соответственно, вывешиваем все это в открытом доступе. Это помогает нам привлечь внимание общественности и заставить и госорганы, и муниципалов шевелиться и развиваться.

Мы помимо использования существующей федеральной методики проводили специальные исследования и разработали 84 интегральных показателя, объединенных в четыре крупные группы.

Первая - уровень удовлетворенности населения деятельностью органа власти по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Туда входит 20 базовых показателей, в том числе уровень удовлетворенности условиями ожидания в очереди - насколько человеку комфортно, уровень удовлетворенности графиком работы органа - часы работы устраивают или нет. То есть это абсолютно конкретные вещи, измеримые. На сегодня уровень удовлетворенности качеством госуслуг в Московской области уже составляет 86%, хотя по всем показателям должно быть 70% - к 2015 г. Это связано с тем, что у нас люди очень неизбалованные.

Следующее - уровень информационной открытости. Например, есть ли возможность получить информацию в интернете или по телефону - тоже абсолютно измеримые и понятные критерии.

Третья группа - уровень комфортности мест предоставления государственных услуг (например, насколько далеко находится остановка общественного транспорта). Это тоже все можно посчитать и проверить.

И наконец, уровень регламентации порядка. То есть сколько раз нужно прийти за получением одной и той же услуги, сколько существует нормативных актов у каждого органа госвласти для оказания этой услуги и т. д.

Действительно, когда мы говорим об оценке качества, есть показатели, которые с помощью опросов, исследований, статистических данных подлежат оценке, и подводится итог.

Хотелось бы коснуться еще одной темы, которую сегодня никто не затрагивал. В основном мы говорим о предоставлении госуслуг гражданам. Для Московской области одна из ключевых задач - это привлечение инвестиций. Поэтому в сфере своей компетенции мы пытаемся снизить административные барьеры для бизнеса. В рамках комиссии по административной реформе мы отменили более 100 видов аккредитации для бизнеса. Кроме того, у нас существует экспертиза административных регламентов и функций. Мы каждую функцию министерства, каждый административный регламент проверяем на предмет избыточности административных барьеров.

Если говорить о перспективах, мы намерены помимо открытия МФЦ, развития и создания информационных систем развивать и мобильные сервисы. Для нас это особенно актуально, учитывая, что в среднем у нас дневная миграция составляет около 1,2 млн человек. И естественно, чтобы этим людям обеспечить и качество, и доступность государственных услуг, мобильные сервисы просто необходимы.