Пространственные данные: Не тот масштаб

Тема картографических и геоинформационных технологий, картографических сервисов и геодезии - она, безусловно, важна, но я бы все-таки чуть расширил горизонт. Карта - это всего-навсего носитель и некий способ отобразить имеющуюся информацию в пространстве [с помощью различных информационных слоев, которые наносятся на карту].

В России, к сожалению, сектор пространственной информации развивается сегодня с разными трендами. Во-первых, есть движение государства, есть Росреестр, есть созданное ОАО «Роскартография», которое на федеральные деньги обязано обеспечивать какие-то базовые слои, картографировать территорию. Но могу сказать одну цифру - тогда станет ясно, где мы и где весь мир. У нас на 1 кв. км [на создание картографических данных] приходится от $2 до $6 по разным годам. А в тех же США, Франции, Дании, Великобритании мы имеем на порядок большую цифру: от $60 до $80.

Я не говорю, что надо срочно бросать туда деньги, срочно картографировать территорию. В бюджете этих денег, скорее всего, нет. У нас территория 17 млн кв. км: летишь на самолете над Сибирью - светятся несколько городов, все остальное тайга; летишь над другими странами - ночью все светится. Понятно, что плотность населения и урбанизированность территории у нас гораздо ниже. Но это не значит, что ее не надо изучать. Информация эта все равно нужна для геологоразведки, для инфраструктурных проектов. И даже на урбанизированных территориях, которые составляют 3 млн кв. км, максимум, что у нас есть, - 25-тысячная карта [масштаб 1:25 000]. В европейских странах стандарт - карты масштаба 1:10 000. А вообще народ говорит о тысячном, о 500-метровом масштабе [1:1000, 1:500], а лазерное сканирование дает масштаб еще лучше на порядок. В России мы имеем 25-тысячный масштаб, 10-тысячные планы городов - это все, что у нас сегодня есть. Но это базовая картографическая продукция. Это первый тренд, государственный.

Второй тренд порождается западными картографическими производителями: это, прежде всего, Google, это отечественный «Яндекс», это сообщество OpenStreetMap. И это тот самый зарождающийся очень интересный краудсорсинг, который вывел Россию сегодня на первое место среди всех европейских стран по количеству треков, которые используются для построения OpenStreetMap. Само по себе явление, конечно, уникальное. Я думаю, что недобюджетированная сфера картографии как раз порождает массовый спрос на качественную продукцию, которую могут делать сами люди. Объемы создания базовых слоев у нас сегодня растут и у государства. Тем не менее государственные базовые слои до недавнего времени было очень трудно достать - кто сталкивался, знает, как трудно получить эту информацию, в том числе в Росреестре. Государство предприняло ряд шагов: либерализовало возможность получения этой продукции, снизило в семь раз тарифы в прошлом году. Но вот я знаю пример, когда у коллег ушло четыре месяца на получение этой информации из Росреестра в соответствии со всеми-всеми порядками. Это совсем не либерально, это неправильно. Поэтому в этом году мы будем стремиться к тому, чтобы реализовать западную модель: пришел - нажал на кнопку - получил. Я имею в виду открытые данные. Картографическая информация сегодня платная, базовые пространственные данные тоже платные. Соответственно, тут мы вступаем в конфронтацию как раз с трендом открытых данных и открытой лицензии, на основе которых многие страны начали сегодня публиковать... или, скажем так, начали эксперименты по публикации пространственной информации. Она базовая, она нужна для всех остальных слоев. Насколько я знаю, этот процесс и на Западе находится в состоянии больше пиара, нежели реальных действий. Вот Дания опубликовала только 200-тысячный масштаб на условиях открытой лицензии, США начали буквально недавно публиковать тоже 200-тысячный масштаб. Из полуторатысячных (1:1500) коммерческих дата-сетов (DataSet, набор данных), которые есть в Великобритании, они опубликовали девять. На мой взгляд, это такое... некоторое заигрывание и дань уважения к краудсорсинговым, бесплатным, проектам во всем мире. Поэтому здесь Россия тоже делает определенные шаги. Вы знаете, на [Общественном] совете [при Росреестре] мы предлагали организовать возможность получения этих сведений на условиях открытой лицензии. Сейчас правительство, я думаю, эту возможность будет рассматривать. Но это все базовые вещи. Мы говорим сейчас про какой-то картографический слой. А есть огромное количество дата-сетов, представляющих собой тематические слои, которые сегодня в России тоже живут разной совершенно жизнью.

Приведу всего два примера. Например, организация дорог, дорожного движения. Понятно, что ни один знак дорожного движения в России нельзя повесить на столбе просто так, как в анекдоте с милиционером: «Вот тебе «кирпич» на день рождения». Нужен определенный распорядительный документ. Это должен быть или местный, или еще какой-то орган, орган в зависимости от класса дороги. К каждой вывеске, к каждой разметке на дороге прикладывается схема. Как правило, она делается в бумажном виде. Все это есть в архивах, оно меняется, оно в разном актуальном состоянии находится. Тем не менее, чтобы сделать навигационную карту, нашим производителям сегодня (и Росреестру в том числе) приходится нанимать людей. Они ставят камеру на автомобиль, едут, изучают, смотрят, а потом переводят это в навигационную карту. Вопрос: зачем, когда у нас уже есть эта информация? Или всем известно, наверное, кто подключал газ, свет на дачах: всегда требуют топосъемку, еще какие-то съемки. То есть все время приходится снимать одну и ту же обжитую территорию. Где эти данные, как их получить? Они в муниципалитете лежат, а за них граждане платят. Вот я лично подключал газ, меня заставили сделать топосъемку - она стоила несколько десятков тысяч рублей. Я знаю, что мой сосед тоже пошел - его тоже заставили сделать.

Где у нас сведения, как в Голландии, для осуществления подземных работ? Неоднократны случаи, когда сваи проваливаются в метро! В Голландии есть замечательный ресурс - называется deag.nl. Ты заходишь туда, понимаешь обстановку - можно копать или нет.

В России этот процесс в глубоко зачаточной стадии. Минэкономразвития подготовило законопроект о геодезии и картографии, где хотя бы появляются определения первых базовых слоев: гидрография, транспорт, рельеф и проч. Сегодня даже в кадастре недвижимости мы это видим. Мы публикуем сведения про кадастр. Но не могу сказать, что все муниципалитеты бегут их использовать в своих каких-то информационных системах. Хотя картографические сервисы Росреестр уже выпускает. Есть продвинутые муниципалитеты, а есть те, кто не совсем понимает, что это такое.

Поэтому я бы для дальнейшей затравки обозначил проблему: как соотношение краудсорсинга, открытых данных и государства - вот как они между собой, дружат или не дружат? Где государство должно брать плату, а где должно создавать экономические стимулы для развития, в том числе и краудсорсинговых моделей, и каким образом мы, допустим, могли бы использовать OpenStreetMap в том же самом кадастре <...> Я бы с удовольствием взял OpenStreetMap, положил в качестве подложки кадастр или попросил сообщество OpenStreetMap помочь оцифровать контуры зданий и помещений.

У Росреестра сегодня есть четкая концепция. Мы хотели бы либерализовать картографические продукты, хотели бы дать удобные, полезные и простые веб-сервисы. И тогда, может быть, все остальное сообщество - муниципалитеты, граждане и т. д. - начнут, используя эту базовую информацию, делать какие-либо дополнительные сервисы.