Автогражданка 2.0

Рынок ОСАГО недавно отметил десятилетний юбилей, на него приходится свыше 30% новых продаж в страховании. При этом с момента введения закона тарифы по обязательной автогражданке ни разу существенно не пересматривались. Но, как и любая система, со временем ОСАГО требует модернизации.
Полис ОСАГО не избавил россиян от необходимости вызывать инспектора ГИБДД/ П.Смертин/ ИТАР-ТАСС

Замораживание тарифов

Проблемы ОСАГО глазами страховщика и страхователя. Павел Бунин

президент Российского Союза Автостраховщиков. В ОСАГО несколько проблем. Первая - распространение на него закона о защите прав потребителей, который по своей сути ориентирован на регулирование простых товарно-денежных отношений. Страхование же - сложная услуга, которая распространяется не только на ее покупателя, но и на потерпевшего, тут задействованы независимые эксперты, автосервисы. Мы имеем дело с попыткой расширительного толкования закона. В законе об ОСАГО уже предусмотрена защита прав потребителей, прописана система санкций в отношении игроков - например, за несоблюдение сроков выплат. Другая проблема - отсутствие единой методики определения размера ущерба. К сожалению, за 10 лет существования рынка ОСАГО ее так и не разработали. Это порождает множество споров. Тут же находятся юристы, которые используют эту неоднозначность. Уже порядка 20% выплат по ОСАГО урегулируется через суды. Зачастую компании в этих спорах не участвуют и узнают о страховом случае из исполнительного листа. Необходимо ввести обязательный досудебный порядок предъявления требования к страховщику или к РСА, что вместе с единой методикой сделает бессмысленным обращение потерпевшего в суд, ведь размер возмещения, взыскиваемого судом, будет равен выплачиваемому в добровольном порядке. В последние годы получили распространение договоры переуступки прав требования, когда юридические лица выкупают у граждан право требования возмещения по определенному убытку и обращаются с ним в суд. Суды в буквальном смысле перегружены такими исками. По мнению РСА, потерпевший, не обращаясь предварительно к страховщику за выплатой, увеличивает расходы компании, что не предусмотрено тарифами. С другой стороны, потерпевший не выигрывает в данной ситуации, так как его право требования к страховщику выкупается по цене, которая ниже страхового возмещения. Таким образом, единственный, кто выигрывает, - юридическое лицо, выкупившее права потерпевшего. В связи с этим РСА предлагает законодательно запретить цессию в рамках ОСАГО.

Николай Тюрников

президент Ассоциации защиты страхователей. Главная проблема ОСАГО - тотальные недоплаты. Они выявляются при каждой передаче расчета страховщиков независимому эксперту. Часто это 50% или даже 70%. Как в таком случае починить машину? Никак. Отсюда тотальное недовольство ОСАГО. Корень проблем - жадность страховых компаний в ущерб интересам потребителей, а их в ОСАГО 140 млн, так как каждый, даже не автомобилист, может стать потерпевшим и столкнуться с необходимостью получения выплаты. Страховщики же не тратят усилий на решение перспективных задач - повышение доверия к страхованию, ставя перед собой лишь краткосрочные - извлечение максимальной прибыли. Перевод принятия заявлений и перенос центров урегулирования убытков для «чужих» клиентов в другие города, который начали практиковать ряд компаний, - дикость. Страховщики явили миру новые формы взаимодействия с потребителями. Такие действия, как и навязывание услуг в ОСАГО, снизят и без того невысокий уровень доверия к страховым компаниям и страхованию в целом. А ведь это цивилизованный и эффективный способ защитить свои имущественные интересы. Тарифы в ОСАГО должны быть справедливыми, и каждый должен платить за свой риск. Аккуратный, законопослушный водитель должен платить меньше, чем агрессивный нарушитель. По нормам ОСАГО 77% сборов должно идти на выплаты. В 2012 г. страховщики собрали 120 млрд руб., а выплатили 61 млрд, недоплатив потребителям 32,4 млрд. Это лишь за год. Лимиты по ОСАГО нужно повысить с нынешних 120 000 по «железу» и 160 000 руб. по здоровью до 400 000 и 500 000 руб. Это только на первом этапе. Поэтому сейчас есть основания только для уменьшения тарифов по ОСАГО, а не для повышения, как грезят страховщики. Но если страховые компании научатся платить добросовестно, а их клиенты будут просто обмениваться визитками на месте ДТП и разъезжаться, будучи уверенными, что весь ущерб возместят страховые компании, то за такое страхование многие будут готовы заплатить больше на 20-30%.

За последние пару лет было два события, которые повысили доходность ОСАГО. В 2012 г. в связи с изменением поправочных коэффициентов в ОСАГО снизилась убыточность, отмечает Алексей Янин из «Эксперт РА»: в первом полугодии 2012 г. она составила 53,8% (65% за 2011 г.). «Именно невысокая убыточность ОСАГО позволила получить [страховому] рынку рекордную прибыль в 2012 г.», - говорит Янин.

Корректировка коэффициентов лишь частично сгладила проблемные зоны - выровняла убыточность в ряде регионов и по некоторым категориям транспорта, но глобально она не смогла решить проблему: цены на автозапчасти повысились в разы, на этом фоне стойкости тарифа ОСАГО можно только удивляться, говорит президент РСА Павел Бунин. Среди регионов, в которых ОСАГО убыточно, Центральный федеральный округ, Сибирский, Северо-Западный округа. Рентабельным этот бизнес остается пока в Москве и Петербурге, перечисляет исполнительный вице-президент СГ МСК Сергей Ефремов, добавляя, что ряд компаний сворачивают продажи ОСАГО в таких регионах.

Формально компании не прекращают там работу, но переносят центры урегулирования убытков для клиентов «других» компаний в соседние города (закон это не запрещает).

О серьезности проблемы говорит то, что активность сокращают не мелкие компании, а страховщики федерального уровня, замечает зампред правления «Согаза» Дамир Аксянов. «В ряде регионов нам пришлось это сделать, так как эффективность ОСАГО снижается, и стоимость аренды также необходимо снижать», - объясняет руководитель управления методологии «Альфастрахования» Денис Макаров.

Усугубляют проблему решения судов, предусматривающие возмещение ущерба без учета износа и компенсацию утраты товарной стоимости, замечает гендиректор СГ «Уралсиб» Сирма Готовац. В 2012-2013 гг. возникла тенденция урегулирования претензий по ОСАГО в судебном порядке и вынесения судами решений, неблагоприятных для страховых компаний, что ухудшило результаты страховщиков (см. статью на стр. В6), отмечает Виктор Никольский из Standard & Poors. Решение пленума Верховного суда, распространившего закон о защите прав потребителей на автострахование, «наложилось на 10 лет отсутствия единой методики оценки убытков (ее должен был давным-давно подготовить Минтранс) и независимой экспертизы в ОСАГО», считает методолог АИГ Вячеслав Кузовков.

После почти 10-летней подготовки Минтранс летом выпустил проект единой методики оценки ущерба. Она придаст действующим методическим рекомендациям статус нормативного правового акта, говорит представитель министерства. Для появления методики понадобилось специальное напоминание премьера министерству о его «долгах». Представитель Минтранса причину затяжки не объясняет.

Единая методика оценки ущерба уменьшит число споров и судебных разбирательств с клиентами, надеются страховщики. Пока же суды продолжаются и выплаты увеличиваются. В первом полугодии они росли в 3,5 раза быстрее, чем взносы: 33% против 9,5%, а убыточность по сравнению с первым полугодием 2012 г. увеличилась на 5,5 п. п. до 59,3%, приводит расчеты Янин.

Не просто рынок

Основная проблема рынка ОСАГО - его излишняя политизированность. В результате вопросы корректировки тарифов и урегулирования споров между страховщиками и страхователями сразу выходят за рамки актуарных расчетов и приобретают политическую значимость, отмечает Янин.

Ожидания страховщиков не стыкуются с планами правительства.

Например, планирует правительство поднять планку выплат в ОСАГО со 120 000 до 500 000 руб. «по жизни и здоровью» и со 160 000 до 400 000 руб. за вред имуществу (законопроект принят в первом чтении), а страховщики считают, что тогда полис должен стоить на 30-70% дороже.

Обсуждаемые в Думе изменения правил страхования ответственности владельцев автотранспортных средств, по мнению Никольского, еще ухудшат результаты страховщиков, если им не удастся добиться значительного повышения тарифов в целях компенсации выплат.

Но повышение премий законопроект не рассматривает. «По нашему мнению, правительство сочтет значительное увеличение страховых премий для владельцев 37 млн зарегистрированных автомобилей слишком непопулярной мерой, - считает Никольский. - Поэтому любое повышение, вероятнее всего, будет ниже уровня, который продолжают лоббировать страховые компании для компенсации будущего повышения лимитов».

Оно действительно необходимо, настаивает Готовац: «Увеличение выплат без пересмотра тарифов приведет к банкротству ряда игроков, прежде всего - завышающих агентское вознаграждение. Им будет попросту нечем платить по своим обязательствам». Очень важно понимать, что расширение страхового покрытия невозможно без адекватного изменения тарифов, отмечает Бунин, обращаясь к расчетам независимых экспертов. Согласно этим расчетам, при увеличении лимитов выплат за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшего, до 500 000 руб. необходимо увеличить тариф на 9,4%; в случае введения фиксированных выплат по здоровью рост должен составить 31,7%; при расширении покрытия в части причинения вреда имуществу потерпевшего до 400 000 руб. - на 29,7%. Таким образом, при предлагаемом увеличении страховых сумм по ОСАГО экономически обоснованное повышение базовых тарифов - 70,8%».

По оценкам «Эксперт РА», только судебные разбирательства приведут к росту выплат в ОСАГО до 110-120 млрд руб. Для сравнения: в 2012 г. сборы по автогражданке составили 121 млрд руб. Без повышения тарифов ОСАГО станет действительно убыточным, приведет к массовым финансовым затруднениям и уходу страховщиков с рынка, полагает Янин.

Уйти от уравниловки

Стабилизировать ситуацию с тарифами может ежегодное обновление и подтверждение регулятором актуарных расчетов страховщиков, считает заместитель гендиректора «Либерти страхования» Александр Потитов. Причем учитывающее постоянный анализ убыточности по каждому региону, категории ТС, необходима индексация базовых тарифов и коэффициентов, уточняет исполнительный директор СК МАКС Андрей Мартьянов.

Решить часть проблем «организационного характера» может запущенная с начала 2013 г. единая база данных для определения значения коэффициента бонус-малус (зависит от того, были ли выплаты), чтобы эта система заработала правильно, необходимо, чтобы все страховщики передавали информацию в эту базу, отмечает Аксянов: «Если бы она появилась 10 лет назад, когда информации было существенно меньше, большинство проблем решались бы проще». По его оценкам, на наведение порядка с убыточностью необходимо потратить 2-3 года.

Еще одна проблема - отсутствие электронной формы продаж, считает Потитов: «На старте ОСАГО действительно не было сильной электронной коммерции, защиты информации. Но это стандартный продукт, его легко автоматизировать. Сейчас необходимо приобретать специальные бланки ОСАГО, соблюдать требования по их хранению, учету, перевозке, это дополнительные расходы. Бездокументарное ОСАГО даст экономию минимум в 10%, а если учесть сокращение издержек на агентское вознаграждение, убытки от недобросовестных брокеров и агентов, то и все 20%». Рынку и потребителям нужно свободное ценообразование, полагает руководитель страховой практики КПМГ Эдриан Квинтон: «Тогда и цена полиса при неограниченном лимите ответственности не будет сильно зависеть от стоимости машины, ибо размер потенциальных выплат будет одинаковым для всех компаний. Цена будет формироваться на основе качества услуг, внутренней оценки рисков, скорости урегулирования страховых претензий и общей удовлетворенности клиентов работой страховщика. Без сомнения, это приведет к значительному росту цен, но в конечном счете преимущества нововведений перекроют этот минус, а рынок станет намного эффективнее». Либерализация тарифов в ОСАГО является вариантом решения, согласен управляющий директор автострахования группы «Ренессанс страхование» Сергей Демидов.

«Последняя надежда на то, что ЦБ озаботится проблемами ОСАГО, включая проблемы, обозначенные выше, и найдет-таки золотую середину, удовлетворяющую всех участников рынка ОСАГО», - резюмирует Кузовков из АИГ.