От редакции: Партия нового поколения

Д.Абрамов/ Ведомости

На минувших выборах в Москве Сергей Собянин и Алексей Навальный дистанцировались от существующих партий. Навальный изначально существовал вне партийных схем, но теперь решил возглавить «Народный альянс», партию собственных сторонников. Это выглядит как смена стратегии. Впрочем, может быть, и нет никакой смены, учитывая, что шансы «Народного альянса» быть зарегистрированным теперь минимальны.

Обычная партия, кажется, не очень нужна Навальному. Возможно, он хотел возглавлять не вертикально-интегрированную партию, а что-то более «горизонтальное». Возможно ли это? Ответ на этот вопрос интересует далеко не одного Навального.

«Гражданская платформа» Михаила Прохорова, от которой выдвигался Евгений Ройзман, задумывалась как партия нового типа, лишенная характерных для партий идеологии и структуры. По существу, это организационная база, необходимая самовыдвиженцам, чтобы выполнять правила политической игры. Прохоров также создал партию на волне неожиданного успеха на президентских выборах 2012 г., стремясь его закрепить.

Кризис традиционных партий или заметная потеря ими прежних позиций - особенность не только российская. Первый яркий пример появления партии нового типа - прошлогодний успех «Пиратской партии» на выборах в земельные парламенты Германии. «Пираты» выдвинулись на третье по популярности место после ХДС и СДПГ. Международное движение пиратских партий - среднее между политической структурой и лобби, отстаивающим свободу интеллектуальной собственности.

Второй пример - главная сенсация прошедших в феврале в Италии парламентских выборов, на которых 25% набрало политическое движение «Пять звезд», созданное в 2009 г. комиком и блогером Беппе Грилло. Его сторонники отстаивают идеи прямой демократии и выступают за «лоббирование интересов граждан» в органах власти.

Запрос на альтернативную политику, внеидеологичность и прямое представительство велик по всему миру. В то же время здоровых альтернатив институционализации - с ее системностью и относительной независимостью от харизмы лидера - пока не существует. Если достигнутую на московских выборах мобилизацию удастся оформить в новые формы, то от этого выиграет российская политика в целом.