Полтриллиона «Транснефти»

«Транснефть» включила в инвестпрограмму расширение ВСТО для дополнительных поставок нефти в Китай. Правда, вся программа может оказаться под угрозой, если тарифы монополии будут заморожены. Чиновники еще не решили, делать это или нет
Инвестпрограмма «Транснефти» выросла из-за решения «Роснефти» удвоить продажи нефти в Китай/ Г.Сысоев/ ИТАР-ТАСС

Токарев заявлял, что «Транснефть» не будет вкладывать в расширение собственные средства, и предлагал ввести повышенный тариф для «Роснефти». «Роснефть» готова была поучаствовать в финансировании строительства. Вчера представитель «Роснефти» на вопросы не ответил.

Совет директоров «Транснефти» принял инвестиционную программу монополии на 2014-2018 гг., сообщила компания. Плановые вложения на эти годы - 500 млрд руб. (из них на 2014 г. - 189 млрд руб.), в том числе по программам развития магистральных нефтепроводов - 348 млрд руб. и нефтепродуктопроводов - 152 млрд руб. План на 2013 г. - 161 млрд руб., на 2014 г. - 189 млрд руб., сколько придется на 2015 и 2016 гг. - не ясно. Большая часть денег пойдет на проекты, реализуемые в Сибири и на Дальнем Востоке (см. таблицу).

Советник президента «Транснефти» Николая Токарева Игорь Демин пояснил, что инвестпрограмма на 2014 г. увеличится в связи с необходимостью реализации так называемого китайского проекта «Роснефти». В этом году Россия и Китай заключили межправительственное соглашение о дополнительных поставках нефти в Китай. Оно предусматривает возможность увеличения поставок нефти с 15 млн до 31 млн т в год. Рассматривалось несколько маршрутов, в том числе расширение ВСТО, но финансирование проекта оказалось под вопросом.

Расширение ВСТО начнется только в 2014 г., бюджет на этот год еще не ясен, поэтому сложно сказать, как будет финансироваться эта стройка, подчеркивает источник, близкий к монополии. Тариф - это единственный источник финансирования инвестпрограммы компании, напоминает он. Пересмотр тарифа в рамках инфляции - это около 6%, «для нас [это] существенная сумма, и других источников доходов у нас нет». В 2012 г. выручка «Транснефти» от транспортировки нефти составила 494,5 млрд руб., или 67,5% от общей выручки компании.

В 2011 г. тарифы «Транснефти» росли дважды: с 1 сентября - на 2,85% и с 1 ноября - на 5%. В 2012 г. рост составил 5,5%, а с 1 октября 2013 г. планировалось, что транспортировка подорожает на 6,3%. Если будет принято решение о замораживании тарифов «Транснефти» (в поручении премьера Дмитрия Медведева трубопроводной монополии нет), то компании придется снижать инвестиции, предупреждает Демин. Представитель ФСТ говорит, что служба ждет указания от правительства по поводу «Транснефти». Расходы на какие проекты в первую очередь будут порезаны, если тарифы заморозят, Демин не уточнил. Скорее всего, в первую очередь пострадать могут нефтепродуктопроводы, считает аналитик «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин.

500 млрд руб. за четыре года - немного для «Транснефти», полагает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. В 2012 г. капвложения компании составили 197 млрд руб., в первой половине этого года - 87,6 млрд руб. Покрыть инвестпрограмму 2014 г. госмонополия сможет за счет собственных средств, если тарифы будут расти по плану, отмечает аналитик. В первом полугодии 2013 г. операционный денежный поток «Транснефти» был 176,2 млрд руб. Если в следующие три года компания продолжит генерировать средства так же, она справится и с оставшимися инвестициями, считает Полищук.

За счет тарифных источников «Транснефть» сможет профинансировать 60-70% инвестпрограммы, а на остальное потребуются заемные средства, говорит источник в ФСТ. Соотношение чистого долга монополии и EBITDA всего 1,5 (данные на конец II квартала), поэтому компания легко сможет занять, добавляет Полищук. Впрочем, по словам Демина, компания не планирует привлекать заемные средства. «Пока нам заимствования не нужны. Но, если будет выгодно, почему нет», - отметил Демин.