Кадры своими руками

Российские работодатели привыкли жаловаться на острую нехватку кадров. Лишь некоторые из них готовы тратить время и деньги на то, чтобы специалисты, которых готовят российские вузы, лучше отвечали требованиям профессии

Но есть и другая проблема: российские вузы не дают тех знаний, которые востребованы работодателями. «Ни в техникумах, ни в колледжах нет того оборудования, которое мы используем у себя на производстве. Так что переобучать каждого сотрудника пришлось бы с нуля», - рассказывал в интервью «Ведомостям» совладелец Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ) Андрей Комаров. Для решения этой проблемы ЧТПЗ в 2011 г. построил образовательный центр в Свердловской области, а год спустя - колледж в Татарстане. Совокупные инвестиции в оба проекта - 1,6 млрд руб.

Специалисты московской школы управления «Сколково» (консультант проекта школы авиастроителей) проанализировали, какие компетенции востребованы в ведущих авиастроительных корпорациях мира, рассказывает руководитель Центра образовательных разработок бизнес-школы «Сколково» Денис Конанчук. На основе исследования был составлен рейтинг по пяти группам компетенций: проектирование, производство, управление цепочкой поставщиков, сервис и постпродажное обслуживание и управление авиационными программами. Оказалось, что 30-40% востребованных мировыми авиастроителями компетенций не представлены ни в одном российском вузе, говорит Конанчук. Поэтому новый вуз предполагает дать специалистам знания, которые окажутся востребованы в будущем. Стоимость подготовки специалиста в нем составит $16 000-26 000 в год в зависимости от программы подготовки, говорит Вучкович. Дороже всего обойдутся программы, по которым будут готовить относительно новых для рынка труда специалистов, - например, «композиционные материалы», «послепродажное обслуживание гражданских самолетов». Для них придется искать преподавателей в том числе из-за рубежа, оплачивать поездки, гонорары и проч.

Совместные программы с вузами есть у большого числа российских компаний. В первую очередь их создают высокотехнологичные компании, говорит руководитель исследовательской группы «Национальный рейтинг университетов «Интерфакс» - «Эхо Москвы» Алексей Чаплыгин. Элементы дуального образования есть, например, в распространенной практике создания базовых кафедр в вузе, продолжает Чаплыгин. У МФТИ их 127, в числе партнеров вуза - Российская венчурная компания (РВК), Yandex, ABBYY, Parallels, 1С, Cognitive Technologies и др. У НИЯУ МИФИ - 46, в том числе кафедра информационной безопасности банковских систем, созданная с ЦБ и Газпромбанком. Другой пример сотрудничества, который приводит Чаплыгин, - это наличие у компаний опорных вузов. У «Росатома», например, их 24, в том числе НИЯУ МИФИ. А у ОАК - 12.

Свои магистерские программы имеют IBS (в МФТИ и МИСиС), «Роснефть» (в МГИМО), IBM (спецкурсы более чем в 50 вузах России) и другие компании. Сотрудники компаний на этих программах читают курс или ведут семинары.

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планирует открыть школу авиастроителей, которая будет готовить специалистов для авиастроителей и компаний-смежников, рассказал на авиасалоне МАКС в августе президент ОАК Михаил Погосян. Компания решила обзавестись собственным вузом, столкнувшись с дефицитом кадров, объясняет вице-президент ОАК Алла Вучкович. По ее словам, ежегодно компании и cмежникам требуется несколько тысяч молодых специалистов с хорошей технической подготовкой и практическими навыками работы. Российское авиастроение испытывает сильный кадровый голод, согласен представитель концерна «Радиоэлектронные технологии». Предприятия концерна остро нуждаются в инженерах-конструкторах, технологах, программистах, радиоинженерах, химиках, испытателях, электриках и экономистах. Пока нехватку кадров пытаются возместить, заключая договоры со специализированными техническими вузами.

Новое учебное заведение ОАК создадут на базе Национального центра авиастроения в подмосковном Жуковском. В новом вузе будут как долгосрочные образовательные программы для магистров, так и краткосрочные программы повышения квалификации и переподготовки. Преподавание по краткосрочным модулям начнется в 2014 г., а с 2015 г. в вузе ежегодно будут учиться несколько сотен будущих магистров - их подготовка займет полтора-два года.

На первом этапе ОАК собирается вложить в проект не более $1 млн, говорит человек, знакомый с планами создания школы. Эти деньги, по его словам, планируется направить в основном на разработку образовательных программ и оплату гонораров преподавателей.

Обучением студентов займутся профессора Московского авиастроительного института, Казанского авиационного института, Самарского аэрокосмического и Томского политехнического университетов. Также ведутся переговоры о привлечении для отдельных курсов профессоров европейских школ, в том числе французского Высшего института аэронавтики (ISAE), Мюнхенского технического университета, MIT и некоторых американских школ.

Спрос без предложения

Многие региональные вузы выпускают не тех специалистов, которые остро востребованы на рынке труда, сетовал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. «Типичная ситуация: в регионе развивается машиностроение, металлообработка, востребованы инженеры, технологи, а на региональном рынке труда люди с дипломами экономистов, юристов, которые не могут устроиться по специальности», - говорил Ливанов. Решить проблему, отмечал он, можно, если стимулировать связь вузов с работодателями: создавать базовые кафедры, разрабатывать совместные образовательные программы и проч.

В России есть площадки с хорошей технологией и оборудованием, но «безумно не хватает людей», говорил ранее старший директор по развитию производства фармацевтической компании Pfizer в России Леон Коган. Одна из причин нехватки специалистов - устаревшие образовательные стандарты, объясняли участники рынка. В России в последнее время строятся новые фармацевтические производства, появляются новые производственные линии, на которых специалисты раньше не работали, - все это требует квалифицированных кадров, говорит гендиректор «Р-фарма» Василий Игнатьев.

Договориться с вузом

«Р-фарм» в 2012 г. потратил на образовательные программы около 22 млн руб., говорит Игнатьев. Компания, рассказывает он, начинала работу с вузами в 2009 г. с выплаты стипендий лучшим студентам, рассказывает он. Вначале это было 3-4 вуза в Ярославской области, потом подключились вузы Костромской и Томской областей. Основная цель - поддержать молодежь в регионах, чтобы молодые люди, окончив вуз, не уезжали в Москву, Петербург и за границу, говорит Игнатьев.

«Уралхим» организует стажировки и практику для студентов профильных вузов (Ивановский государственный химико-технологический университет и Вятский государственный университет), а лучшим из них оплачивает обучение в вузе с дальнейшей перспективой трудоустройства в компанию. Самый масштабный на сегодняшний день проект сотрудничества «Уралхима» с вузами - создание в 2011 г. курсов по повышению квалификации технических специалистов в МГУ им. Ломоносова. В проект вложен 1 млн руб.

В 2012 г. у «Р-фарма» появилась магистерская группа по программе «Инжиниринг в биотехнологических и фармацевтических производствах» в Томском политехническом университете. Здесь сотрудничество со студентами построено иначе: компания заключила со студентами договоры, по которым они должны не менее трех лет отработать на заводе «Р-фарма» в Ярославле.

У Pfizer есть совместная с «Биокадом» образовательная программа для студентов Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии (СПХФА) и отдельная - для студентов МГУ им. Ломоносова (на базе биологического факультета), рассказывает Татьяна Смирнова, директор отдела по взаимодействию с органами государственной власти и связям с общественностью представительства корпорации Pfizer H.C.P. Corporation.

MSD, рассказывает ее представитель, передала СПХФА права на учебную программу по фармацевтике. Программа, которую компания разрабатывала вместе с Йельским университетом, насчитывает более 5 модулей и 19 курсов и рассказывает о процессе разработки лекарств.

У AstraZeneca есть проект с одной из региональных фармацевтических академий, у Takeda - на базе Ярославского химико-технологического лицея. Цель проекта Takeda - подготовка специалистов для создающегося в области кластера фармпромышленности и медицины (сама Takeda строит завод в этом регионе), рассказывает директор по корпоративным отношениям и коммуникациям компании Георгий Соустин: компания участвует в том числе в совершенствовании учебной программы, создании современной учебно-производственной базы. В стране, объясняет Соустин, не хватает специалистов, которые могли бы работать в соответствии со стандартами GMP (good manufacturing practice, международные стандарты качества, перейти на которые отечественные фармпроизводители должны с 2014 г. - «Ведомости»).

Без отрыва от производства

В лучших мировых вузах слушатели получают не только теоретические знания, но также ведут разработки или участвуют в реальных исследованиях для авиастроительной отрасли, отмечает Конанчук. Предполагается, что во время обучения в школе авиастроителей слушатели будут проходить обязательную практику и работать с реальными проектами в научных лабораториях, конструкторских бюро и на заводах на проектах, реализуемых в научных лабораториях, конструкторских бюро, а также на предприятиях авиастроения.

Студенты лицея и СПХФА могут пройти практику на предприятии Takeda, говорит Соустин. Pfizer организует для студентов СПХФА стажировки в научных и производственных центрах самой компании и ее партнеров, рассказывает Смирнова: в 2012 г. практику прошли 20 лучших студентов.

ЧТПЗ взял за образец германскую дуальную систему, привел пример Комаров. Обучение максимально приближено к конкретным запросам производства: 70-80% времени студент проводит на предприятии.

Сами не справятся

В странах с развитой дуальной системой образования (Германия, Австрия, Швейцария, Дания) уровень молодежной безработицы существенно ниже, чем в других европейских странах, продолжает он: примерно 8% против 56% в Испании и 38% в Италии, подчеркивает Чаплыгин.

Для «Сколково» проект с ОАК стал первым, объединившим вузы и компании, уточнил Конанчук. Но не последним. «Сколково», по словам Конанчука, обсуждает возможность тиражировать этот опыт еще на ряд отраслей, в числе которых судостроение.