Политэкономия: Сноуден в Стране советов


Был такой старый комикс Эрже - «Тинтин в Стране советов», с карикатурными русскими с бородами и в ушанках. В роли Тинтина оказался Эдвард Сноуден, который, по словам его адвоката Анатолия Кучерены, путешествует по России, а заодно ждет в гости папу, маму, бабушку и дедушку.

Но Сноуден, явно пребывающий в эйфории от того, что он находится на российской земле, скорее похож на какого-нибудь, например, немецкого коммуниста, рвавшегося из романтических соображений под крыло к товарищу Сталину, поработавшего в аппарате Коминтерна, а потом объявленного франко-англо-немецким шпионом и расстрелянного под чутким руководством товарища Ульриха. То есть молодой человек так себе представлял международную конъюнктуру: если Путин против Америки, если он верный наследник советской ментальности, то он за униженных и оскорбленных «мировым жандармом». Отчасти это так. Но если советская власть была за униженных и оскорбленных из идеологических соображений, то нынешняя власть едва ли испытывает романтические чувства к еще не до конца освобожденным из-под империалистического ига народам. И уж тем более к их симпатизантам из числа бывших работников западных спецслужб.

Я бы на месте Сноудена сильно напрягся, услышав, что Владимир Путин в последнем своем большом интервью назвал его «странным парнем». Сноуден - мелкая пешка даже не в стратегической, а в тактической игре путинской дипломатии, которая, попутно заметим, одержала оглушительную победу в сирийском вопросе. Разменять эту фигуру на большой шахматной доске имени Бжезинского ничего не стоит. Вот только незачем это делать сейчас. Пусть пока попутешествует, может, книгу напишет в честь российского начальства, как Фейхтвангер. А там видно будет. Во всяком случае, проделай Сноуден с российскими страшными тайнами то же, что он проделал с американскими, до суда и не дошло бы. Приехали бы бойцы с битами - и дело с концом.

Адвокат Кучерена утверждает, что Сноуден собирается заняться на территории России правозащитной деятельностью. Для мужчины, который трудился в спецслужбах и способствовал утечке разнообразных секретов, у него все-таки не самого аналитического склада ум. Он что, собирается гранты, распределяемые де-факто администрацией президента, получать? Или мы его скоро увидим на Болотной? Тогда он точно лишится и без того эфемерного статуса «и. о. нашего сукина сына» и еще пожалеет, что не отправился на родину в поисках правосудия.

Впрочем, если бы Сноудена считали сколько-нибудь своим, ему бы устраивали публичные экскурсии по достопримечательностям с торжественными приемами и ликующими обывателями с транспарантами. А пока его, как утверждается, во время путешествия по России «никто не узнает».

Бедный «странный парень», зажатый в тисках между «мировым жандармом» и своей не так уж щедро поящей березовым соком новой родиной. Он невольно разделил судьбу изгнанников, которых на всякий страховой политический случай (который все никак не настает) пригревает Россия - от Аслана Абашидзе до Аскара Акаева. Сноуден стал тем самым патроном, который хранится вечно, однако никогда не используется.