Таможня заинтересовалась Литвой

У российской таможни новая мишень: сплошной досмотр грузов введен для Литвы. В августе аналогичная мера действовала в отношении Украины
А.Махонин/ Ведомости

С 30 августа на российско-литовской границе проверяются легковые машины с литовскими номерами. А с прошлой недели российские таможенники стали досматривать и все грузы, идущие из Литвы. Проверяется 100% грузов, которые следуют по литовским накладным или с литовскими счетами-фактурами, рассказывает директор по логистике одной из калининградских транспортных компаний.

Прохождение границы задерживается минимум на сутки, сетует он: на пунктах пропуска огромные заторы - все фуры стоят в общей очереди вне зависимости от страны происхождения грузов. Раньше оформление грузов занимало максимум полдня, а теперь таможенники предупреждают, что прохождение границы может затянуться на неделю, пожаловался Reuters президент ассоциации перевозчиков Литвы Linava Альгимантас Кондрусявичюс. С чем связано ужесточение контроля, перевозчики не знают. Представитель Федеральной таможенной службы (ФТС) от комментариев отказался.

«Эти меры неоправданны и дискриминационны», - возмущается литовский МИД. На прошлой неделе российскому послу в Литве была вручена нота протеста в связи с ужесточением проверок на таможне. Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс информировал о ситуации Еврокомиссию и верховного представителя ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон и попросил их призвать Россию соблюдать международные обязательства.

Еврокомиссар по торговле Карл де Гюхт в курсе проблемы, сообщил его представитель Джон Клэнси, но Еврокомиссии неизвестно, чем обосновано ужесточение регулирования. Эти меры серьезно мешают торговле и являются «абсолютно дискриминационными», поскольку применяются только к литовским поставщикам, указывает Клэнси: «Мы надеемся, что российские власти незамедлительно отменят необоснованные ограничения».

В таких ситуациях уже привычно ищут политическую подоплеку, но не понятно, зачем России сейчас могло бы понадобиться обострение отношений с Литвой, замечает завотделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин. Возможно, ужесточение проверок - лишь следствие нескоординированности внутри самой ФТС. Такое ужесточение проверок в итоге может оказаться невыгодным самой России, считает Уткин: например, меры могут быть чреваты разбирательством в ВТО.

В августе сплошной досмотр вводился для украинских грузов: в течение недели российские таможенники досматривали все товары, следующие с Украины. Тогда советник президента Сергей Глазьев объяснил, что проверки были профилактическими: Россия опробовала ужесточение контроля на случай, если Украина подпишет соглашение об ассоциации с ЕС.

Нет фактов, которые бы указывали, что причина ужесточения мер - действия Литвы как председателя ЕС или активное продвижение Восточного партнерства, говорил на прошлой неделе Линкявичюс: «Можно лишь строить предположения». Литва всегда жестко отстаивала свою позицию, напомнил он: возможно, это и вызывает такую реакцию. Правда, по его словам, ответные меры в отношении России сейчас не обсуждаются. В 2012 г. на Россию пришлось почти 30% литовского экспорта, в основном в Россию поставляется продовольствие, следует из данных ФТС. Россия - крупнейший торговый партнер Литвы: в I квартале объем экспортных поставок в Россию вдвое превысил экспорт в Германию, второго крупнейшего покупателя литовской продукции. Литва получает весь природный газ из России, но цена «Газпрома» для Литвы - одна из самых высоких в Европе и составляет около $500 за 1000 куб. м. Литва одной из первых в Европе решилась либерализовать рынок газа, как это предусматривает Третий энергопакет, и разделить национальную газовую компанию Lietuvos dujos: из нее была выделена транспортная компания Amber Grid. Реструктуризации Lietuvos dujos противился «Газпром», который владел 37,1% в объединенной компании (теперь у «Газпрома» такая же доля в Amber Grid), «Газпром» даже обращался в стокгольмский арбитраж, чтобы защитить свои инвестиции. Теперь долю в Amber Grid продавать необязательно, но литовское правительство готово ее выкупить, цитировало Reuters слова премьер-министра Литвы Альгирдаса Буткявичюса.