Замечательный сосед

В черной комедии «Малавита» (The Family) француз Люк Бессон без энтузиазма издевается над соотечественниками и показывает Роберту Де Ниро классический фильм с участием Роберта Де Ниро
Герой Де Ниро готовится объяснить сантехнику, что старые трубы можно заменить и подешевле/ outnow.ch

Кажется, что весь фильм придуман ради сцены, в которой Джованни Манцони (Роберт Де Ниро), бывший мафиозо из Нью-Йорка, спрятавшийся в Нормандии по программе защиты свидетелей, комментирует в сельском киноклубе фильм Мартина Скорсезе «Славные парни». Манцони выдает себя за американского писателя, и местный кинолюбитель приглашает его в качестве эксперта на показ американской картины. Фильм планировался другой, но в синематеке удачно перепутали бобины, и Роберт Де Ниро в роли мафиозо вынужден давать пояснения к фильму о мафии, в котором играет Роберт Де Ниро.

Это, конечно, типичная зарисовка в жанре «Остапа несло», только вместо Ильфа с Петровым здесь режиссер «Малавиты» Люк Бессон и продюсер «Малавиты» Мартин Скорсезе.

И это, конечно, кульминация сюжета. Именно во время киносеанса в нормандскую глушь прибывают головорезы мафии, чтобы наконец отомстить Манцони, который сдал властям половину нью-йоркской коза ностра и уже несколько лет вместе с женой (Мишель Пфайффер) и двумя детьми-школьниками (Дайана Эгрон и Джон Д'Лео) скрывается в Европе под присмотром трех агентов ФБР (главного играет Томми Ли Джонс).

В англоязычном прокате фильм называется «Семья», но у нас вернули заголовок романа Тонино Бенаквисты, по которому написан сценарий. Малавита - одно из имен итальянской мафии, а тоскующий по славному криминальному прошлому герой Де Ниро называет так свою собаку. За эту мелочь и зацепляется сюжет об опасной силе слова. Назвавшись писателем, Джованни Манцони в самом деле находит старую пишущую машинку, садится выстукивать мемуары, и от этого стука кое-кто в Америке уже начинает нервничать. Жена Манцони, набожная католичка, выдает себя на исповеди, а сын и вовсе погорает на каламбуре «Годунов - good enough». Бессон и Скорсезе логично переводят эту литературную игру в кинематографическую шутку и заставляют Де Ниро пересматривать «Славных парней» и рассказывать байки восторженно развесившим уши провинциальным киноманам.

А до этого комедия держится главным образом на шутках про американцев во Франции, бургеры, барбекю, арахисовое масло, жирный сливочный крем и прочую кулинарию культурных различий, которая, как надеется Бессон, обладает огромным юмористическим потенциалом - хотя и не таким неистощимым, как бейсбольная бита в руках хитро прищурившегося Де Ниро. Жанр черной комедии позволяет для начала в режиме доброй шутки переломать все кости алчному сантехнику, а затем показать действенность криминальных методов при решении остальных бытовых, школьных и жилищно-коммунальных проблем, встающих перед семьей, которая должна прикинуться ветошью и не отсвечивать, но крутой нрав не спрячешь, приходится ставить недалеких французских провинциалов на место.

Бессону, однако, недостает страсти ни в избиении соотечественников, ни в любовании американским жанром, и «Малавита» выглядит по большей части вяло. А к финалу, когда в городок прибывает мафиозная бригада, режиссер, кажется, окончательно теряет интерес к происходящему на съемочной площадке. Главное-то он уже показал - как Де Ниро смотрит «Славных парней». И зрителям радость, и продюсеру бальзам на душу.

В прокате с 19 сентября