Ад, дружба, жвачка

В диком капустнике «Конец света - 2013. Апокалипсис по-голливудски» (This is The End) компания американских комиков потешается разом над собой, жанром и доверчивой публикой
Даже не пытайтесь представить, что увидели Сет Роген, Джей Барушель, Джеймс Франко и Крэйг Робинсон/ outnow.ch

Конец света лучше всего встречать с друзьями, как Новый год. Как Женя Лукашин спьяну не понимает, что улетел в Ленинград, так гости Джеймса Франко (Джеймс Франко) в угаре вечеринки не верят в светопреставление. Хотя вышедшие за сигаретами Сет Роген (Сет Роген) и Джей Барушель (Джей Барушель) только что видели, как праведники вознеслись, а грешники провалились. И даже когда начинается адский грохот, геенна разверзается прямо у порога и поглощает визжащую массовку, а в особняк заглядывают рогатые демоны, компания голливудских звезд никак не хочет признать, что все это происходит здесь и с ними, а не в блокбастере Роланда Эммериха или фильме ужасов категории Б.

Пародировать лучше всего самих себя. Поэтому всевозможные «Самые страшные фильмы» получаются чудовищно тупыми, а «Конец света - 2013» оказался лучшей комедией года.

Это режиссерский дебют комика Сета Рогена и сценариста Эвана Голдберга, сочинявшего шутки для Саши Барона Коэна. Роген и Голдберг - старые друганы и соавторы, написавшие, в частности, сценарии «Ананасового экспресса» и «Зеленого шершня», издевательской версии комикса о супергероях. В «Конец» они зазвали, видимо, всех, кому дозвонились. Поэтому, когда гости вечеринки в особняке Джеймса Франко начинают массово проваливаться в ад, только и думаешь: «А это кто? Я его знаю? Где он играл? Упс, ладно, следующий».

В итоге в доме остаются сам Франко, Роген, Барушель, Джона Хилл, Дэнни Макбрайд, Крэйг Робинсон и Майкл Сера. К радости всех, кто считает, что актеры как дети (и должны войти в царствие небесное), они начинают вести себя как избалованные придурковатые подростки. Кукситься, препираться, идиотски шутить, делить шоколадный батончик и заклеивать окна скотчем и полотнами современной живописи. То есть пародировать собственные инфантильные образы, знакомые по комедиям, например, Джадда Апатова: в момент апокалипсиса в самом деле поздно взрослеть. Минут через пятнадцать в особняк вламывается Эмма Уотсон с пожарным топором, чтобы спровоцировать перепуганных комиков на неизбежные шутки про «Гарри Поттера». Правда, большой актерской смелости от нее не требуется, поэтому гораздо смешнее короткий, но рискованный выход героя боевиков Ченнинга Татума в компании каннибалов.

Как любой удавшийся капустник, «Конец» заражает зрителя весельем, которое сопровождало съемочный процесс. Это тот случай, когда хочется увидеть обрезки, то, что не вошло в прокатную версию фильма. Известно, например, что Эван Голдберг придумал игру, целью которой было сочинить такое задание, чтобы актер завопил: «О нет, только не это!» Самыми стойкими, по словам режиссера, оказались Сет Роген и Джеймс Франко, но это, видимо, за кадром, а в окончательном монтаже чемпионом выглядит Джона Хилл, которому достались все самые дикие и непристойные шутки, включая соитие с демоном и гомерический сеанс экзорцизма.

Эта нехитрая с виду пародия сделана, конечно, по законам современного искусства. Она предъявляет разом и фильм, и его авторов и участников в процессе сочинения, и все возможные способы комического остранения этой игры. Так что нелишне внимательно прислушаться к идиотским сюжетам, которые Джеймс Франко и Сет Роген придумывают в начале вечеринки - чтобы порадоваться тому, как они реализуются в «Конце».

В прокате с 19 сентября