Автокомплектующие купят оптом

Renault, Nissan и «АвтоВАЗ» создают в России Совместную закупочную организацию (СЗО). Три родственные компании совместно претендуют на 40% российского рынка легковых автомобилей
Совместная закупка комплектующих позволит трем компаниям снизить их цену/ Д.Абрамов/ Ведомости

Владельцами СЗО стали в равных долях «АвтоВАЗ» и RNPO - глобальная закупочная организация альянса Renault-Nissan, говорится в совместном сообщении компаний. Генеральным директором СЗО, головной офис которой будет находиться в Тольятти, назначен Даниэль Перри, он будет подчиняться управляющему комитету, в состав которого войдут вице-президент по закупкам «АвтоВАЗа» Дамир Кашапов, управляющий директор RNPO Кристиан Вандененде и его заместитель Ясухиро Ямаучи.

По словам директора по внешним связям «АвтоВАЗа» Игоря Буренкова, одна из основных задач совместной компании - закупка комплектующих для силовых агрегатов и автомобилей на платформе альянса (B0). На этой платформе сейчас выпускаются Lada Largus (в январе - июле 2013 г. выпущено около 37 000 шт., по данным «АСМ-холдинга»), Nissan Almera (около 5000 шт.), до конца года начнут производиться автомобили для Renault, перечисляет он. Такую же платформу имеют и производимые на «Автофрамосе» Renault Logan, Sandero, Duster. На эти модели приходится более 90% выпуска «Автофрамоса», сообщалось ранее (общее производство на заводе в январе - июле 2013 г. составило 115 455 шт., по данным «АСМ-холдинга»).

Выпуск машин альянса планируется организовать и на модернизируемом сейчас Ижевском автозаводе, входящем в группу «АвтоВАЗ».

Но СЗО не заменяет собственное закупочное подразделение «АвтоВАЗа», действующая панель поставщиков завода тоже сохранится, добавил Буренков.

Второе направление СЗО - закупка оборудования для одной из трех линий «АвтоВАЗа», которая сейчас модернизируется и на которой планируется выпускать автомобили на вазовской платформе Lada B, добавляет Буренков. Ее мощность составит 360 000 шт. в год, сообщалось ранее.

В 2015 г. на «АвтоВАЗе» начнется лицензионный выпуск 1,6-литровых бензиновых двигателей (новые модификации мощностью 90-120 и 115 л. с.) для выпускаемых в России автомобилей Lada, Renault, Nissan. Объем производства - около 500 000 двигателей в год.

Какие именно комплектующие, оборудование и в каком объеме будут закупаться совместной организацией, Буренков не сказал. Сколько «АвтоВАЗ» сможет сэкономить, тоже не раскрывается. RNPO, охватывающая всю закупочную деятельность Renault и Nissan, в 2012 г. принесла альянсу экономию в размере 851 млн евро, говорится в совместном сообщении компаний.

«Если предприятие маленькое и закупает мало, ему трудно получить хорошие цены, большим и с большими объемами значительно легче добиться скидок от поставщиков», - сказала «Ведомостям» менеджер по коммуникациям альянса Renault-Nissan Миа Нильсен. Альянс производит ежегодно более 8 млн автомобилей в мире, закупая для них, например, сталь по единым стандартам качества при унифицированных условиях поставок и добиваясь при этом от поставщиков хороших цен, говорит она. Альянс, по ее словам, также рассчитывает на приход в Россию новых международных компаний - поставщиков комплектующих.

Аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов отмечает, что сделка по приобретению Renault-Nissan контрольного пакета «АвтоВАЗа» завершится только летом 2014 г., но российская компания уже сейчас интегрируется в производственную систему альянса - помимо выпуска (в том числе контрактного) автомобилей на платформе B0 в Тольятти планируется производить бюджетные автомобили Datsun (бренд Nissan) с использованием вазовской платформы, «АвтоВАЗ» поставляет шасси для «Автофрамоса», планирует выпуск новых двигателей. Этот процесс, естественно, сопровождается централизацией закупок, что в конечном счете повысит эффективность бизнеса компаний, прежде всего «АвтоВАЗа», и снизит себестоимость выпускаемых в России автомобилей за счет более привлекательных условий закупок комплектующих и оборудования, подчеркивает Беспалов. Создание совместной закупочной компании - логичный и распространенный в мире шаг, выгодный всем партнерам, поскольку за счет большего объема они могут добиться более выгодных цен, соглашается директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив.