Опять ждем лучших времен

Ярмарка современного искусства «Арт Москва», открывшаяся в 17-й раз, должна была заработать по-новому. Она действительно стала демократичнее - и только
Искусство есть, но покупатель проходит мимо/ Д.Абрамов/ Ведомости

Первая и на сегодняшний день единственная московская международная ярмарка современного искусства «Арт Москва» в этом году могла и не открыться. Давно терпящий от ярмарки одни убытки Василий Бычков, директор компании-организатора «Экспо-парк. Выставочные проекты», то хотел совсем закрыть одно из главных дел своей профессиональной жизни, то решил его переформатировать. Уменьшить размах, пригласить молодые галереи, продавать произведения не дороже 5000 евро. Но благими намерениями дорога выстлана известно куда, в ад повторений. Ярмарка по сути мало изменилась.

Теперь она проходит на третьем этаже, а не на втором. На прежнем ее месте некоммерческие выставки демонстрируют, как здорово коллекционировать современное искусство. В коммерческой зоне появились новые галереи, но они часто представляют работы все тех же хорошо известных авторов. Вот Ural Vision Gallery продает маленькие лайтбоксы Марины Алексеевой с миниатюрами внутри за 3500 евро, а обычно выставляющая художницу Maria Gisich Gallery - вдвое дороже, правда, и содержание волшебных ящичков здесь посложнее. Зато екатеринбургская галерея выставила цену прямо на этикетках, как обычно и делают галереи западные. Но на ярмарке в Центральном доме художника это было не принято: некоторые московские галеристы, из основателей «Арт Москвы», теперь ее покинувшие, на вопрос о цене (журналиста, не покупателя) обычно делали скорбное лицо и молчали.

В объявленный устроителями ценовой предел уложились многие участники ярмарки. Прежде всего, новички сыграли по-честному, представив искусство не великое, но симпатичное, камерное, иногда наивное, но в общем понятное. Это касается и латышского, и литовского, и итальянских участников.

Галереи с опытом отнеслись к задаче более творчески и рядом с вещами большими представили поменьше, рядом с известными именами - новые. Понятно, что «Триумф» продает графику международных звезд братьев Чепменов или маленькие скульптуры Марка Куинна не за те же деньги, что бумажные объекты Павла Брата. Но зато показывает, что у него все есть. Еще один завсегдатай ярмарки - «Культпроект» - выставил очень приятные монохромные, дизайнерско-минималистские работы Ивана Химина, способные облагородить любые стены, к тому же в предложенном ценовом пределе, а рядом для эффекта водрузили монументальную конструкцию Василия Щетинина совершенно невозможного применения. «Роза Азора» на этот раз выступила буквально ярко - безумными, духоподъемными живописными цветиками Марины Колдобской, так же понятно оцененными.

Вообще, в этом году на ярмарке цены кажутся действительно разумными, а иногда и низкими. Наталья Тамручи, владелица «Открытой галереи», объясняет, что вот ей безумно надоело, что ничего не продается, ну совсем, и она решила выставить очень хорошие вещи, многие из которых и не собиралась продавать, и оценить их по минимуму, чтобы хоть как-то сдвинуть продажи. «Вот прекрасные гуаши Тер-Оганьяна, 80-х годов, хорошего формата, так что 4000 евро за них разве много?» Не много, и кажется, они продались, по крайней мере есть заявка, но Тамручи на всякий случай не радуется - считает это исключением.

Многие европейские арт-ярмарки существуют на одном месте долгие годы, часто выставляют одних и тех же художников, которые не меняются. И если продажи падают, думают о том, насколько можно снизить цены в условиях экономического кризиса. В этом смысле «Арт Москва» - ярмарка вполне европейская. Просто надо дождаться покупателя, того самого представителя хорошо зарабатывающего и творчески настроенного среднего класса, которому современное искусство нравится не только на выставках, но и в офисах и дома. Чем закончится ожидание и сколько оно продлится, прогнозировать трудно, на таких раньше ярмарка не обращала внимания.