Плохая новость: Ученые полюбили РАН


В процессе обсуждения закона о Российской академии наук несколько сотен ученых написали возмущенное открытое письмо руководству страны. Они напомнили, что из 344 депутатов, поддержавших проект, минимум 25 допустили серьезные нарушения научной этики при написании своих диссертаций. Из академиков РАН под письмом подписался едва ли каждый сотый. Это неудивительно: некоторых академиков самих обвиняют в плагиате, и для них - в отличие от парламентариев - это не косвенный, а прямой признак профессиональной непригодности.

Трудно спорить с тем, что Академия наук - неэффективная организация, которая к тому же изрядно себя дискредитировала, растратив не только инвестиции, но и символический капитал. Несмотря на это, там до сих пор работает несколько тысяч нормальных ученых. Их существование признают и противники, и сторонники нового закона; ради них вроде бы все и затевалось. Беда только в том, что нормальным ученым закон не поможет.

В принятом в среду проекте нет ни слова про принципы отбора и финансирования научных проектов и механизмы научной экспертизы. В нем ни разу не упоминаются слова «лаборатория» и «научный сотрудник», а существительное «ученый» - только в контексте прошлых заслуг, но не сегодняшней работы. Если трудоспособные сотрудники РАН хотели изменить принципы функционирования системы, сделать ее более прозрачной и конкурентной, заменить административное финансирование науки грантовым, то их мечты обратились в дым.

Закон полностью сохраняет и порочную систему финансирования науки, и командную систему управления академическими активами, просто меняя начальство: на место руководства РАН придут чиновники. Нынешнее руководство академии очевидно некомпетентно, но существует хотя бы сложившаяся традиция, помогающая ученым с ним взаимодействовать. Новое начальство - которое не просто не назначено, но даже не известно, откуда возьмется, - будет налаживать ту же дефективную систему заново. В период междуцарствия в научных институтах встанет работа - просто потому, что некому будет подписывать счета на покупку оборудования и реактивов.

Чтобы у самых преданных сторонников реформы не осталось сомнений в ее тлетворности, между вторым и третьим чтением (на это ушло несколько минут) в проекте появился 10-й пункт 18-й статьи. Он гласит, что «задания на проведение фундаментальных научных исследований <...> утверждаются федеральным органом исполнительной власти с учетом предложений Российской академии наук». Теперь русское научное сообщество в отличие от своих коллег по всему миру полностью потеряет контроль над тем, чем оно будет заниматься.

Реформы РАН многие ждали годами, но, когда она случилась, даже ее союзники вышли к Государственной думе на несанкционированный митинг. Власть умудрилась отвратить от себя даже ту часть интеллигенции, которая существовала на государственные деньги и почти по определению была ей лояльна. Вот единственный зримый результат принятого закона. Ученые, кажется, готовы полюбить Академию наук - это грустная новость.