Александр Чуб: «Бензин закончился - нажали кнопку, и вам привезли канистру», - Александр Чуб, гендиректор ОАО «Навигационно-информационные системы»

Навигационные сервисы находятся в стадии развития, сопоставимой с уровнем мобильной связи 20 лет назад, говорит Александр Чуб, планирующий сделать НИС компанией с уникальным в мире набором навигационных услуг
Д.Абрамов/ Ведомости

В 2009 г. компания «Навигационно-информационные системы» (НИС) - «дочка» АФК «Система» - была назначена ответственной за коммерциализацию спутниковой системы «Глонасс», а в 2012 г. ситуация изменилась: правительство передало статус федерального сетевого оператора некоммерческому партнерству. В новых условиях НИС перестраивает и бизнес: в частности, перемещает акцент с интеграторской деятельности - установки на автотранспорт систем спутникового мониторинга - на деятельность операторскую - предоставление владельцам этих автомобилей навигационных услуг. О том, как подвигается дело, в интервью «Ведомостям» рассказал гендиректор НИС Александр Чуб, назначенный на эту должность год назад.

- Следуя этой логике, НИС придется скупить МТС, «Вымпелком» и «Мегафон», чтобы прийти в эти 25 регионов?

1994

менеджер по продажам Hewlett-Packard (HP) в России, затем управляющий директор HP по странам СНГ (кроме России) и Монголии

2001

возглавил представительство Bull S.A. в России

2002

возглавил представительство Dell в России

2005

глава представительства 3Com по России и СНГ

2012

генеральный директор ОАО «НИС»

Платные дороги без шлагбаума

«Вы наверняка видели, как собирают деньги за проезд по платным дорогам в Европе: это обязательно будка, шлагбаум, т. е. заложены существенные средства на строительство таких пунктов, создание сети передачи данных. Мы же всего этого избегаем: возможность спутникового мониторинга [этих автомобилей] позволяет обойтись без систем шлагбаумного контроля и при этом отслеживать реальный пробег. В мире таких систем нет, так что если мы выиграем этот конкурс, то можем стать одним из мировых лидеров по внедрению таких систем. Впоследствии можно будет распространить действие этой системы с трасс федерального масштаба на трассы региональные; достаточно только принять решение, технологическая инфраструктура будет уже налажена».

ОАО «Навигационно-информационные системы»

Интегратор систем и провайдер услуг спутниковой навигации. Акционеры (данные «СПАРК-Интерфакса»): АФК «Система» (60,01%), «Российские космические системы» (29,99%), «НИ-Финам» (10%). Финансовые показатели (РСБУ, 2012 г.): Выручка - 2,8 млрд руб., Чистый убыток - 742,8 млн руб.

- Вы работали в крупных международных компаниях Dell, Hewlett-Packard (HP), 3Com. Как получилось, что вы возглавили НИС? От кого поступило предложение?

- Меня давно посещали мысли переключить свою карьеру с международных структур на работу в крупной технологической отечественной структуре. Их не так много, можно пересчитать по пальцам одной руки. Поэтому когда позвонили из АФК «Система» и сказали: «Есть разговор», - я особо не раздумывал. Пришел, и все решения были приняты за несколько дней.

- Пришли к Владимиру Евтушенкову?

- Безусловно, я беседовал и с Владимиром Петровичем, и с [президентом АФК] Михаилом Шамолиным. Было также несколько других бесед, в том числе с Евгением Максимовичем Примаковым, который в то время был председателем совета директоров НИС.

- О каких задачах шла речь на этих встречах?

- Задачи, которые были поставлены, - это одна из главных причин, которые привели меня сюда. В прежние годы каждый мой переход на новое место был связан с тем, что я примерял на себя какие-то очень амбициозные, трудноразрешимые на первый взгляд задачи. Которые вместе с тем несли в себе огромный потенциал развития и давали интересный результат и опыт. Плюс ощущение куража, которое возникает, когда берешься за что-то, стремишься и преодолеваешь преграды.

В HP моей мотивацией было построить бизнес этой крупнейшей корпорации в 12 странах СНГ, где до тех пор у нее бизнеса не было.

В Dell целью было построить бизнес на крупном и быстро растущем рынке России, где до этого компания не присутствовала вообще. В 3Com ситуация была другая: российский бизнес компании находился в кризисе, и нужно было полностью его переформатировать, начиная от продуктов и заканчивая моделями продаж, их географией. В 2005 г., когда я приходил, компания была в убытках, а в 2010 г., когда ее приобретала HP, в моей зоне ответственности компания показывала прибыльность на уровне 79%.

В случае с НИС задача тоже была нова и интересна, решенных задач такого класса пока еще вообще не существует. Акционер поручил нам построить оператора телематических сервисов - для начала федерального масштаба, а затем и международного.

Это уникальный опыт. Компаний с такими функциями и такого масштаба сегодня в мире нет ни одной. Есть целый ряд участников рынка навигационных сервисов и технологий, которые предоставляют такие услуги фрагментарно - либо в географических, либо в функциональных нишах, вроде охранно-поисковых систем. Но в целом нет таких компаний, которые на крупных географических рынках полноценно работали бы по модели оператора телематических сервисов, предлагая услуги и госсектору, и бизнесу, и частным пользователям. Такая роль первопроходцев мне импонировала - взяться за что-то сложное и сделать это впервые. Это во-первых.

Во-вторых, очень интересна сама технологическая ниша. Вспомните, 20 лет назад появление мобильных телефонов в быту казалось либо непозволительной роскошью, либо причудой. А сегодня мы не можем представить свою жизнь без мобильной связи, причем речь идет уже не только о телефонных разговорах, но и о масштабных потоках информации, которые передаются по мобильному каналу, - о телевидении, интернете. Навигационные сервисы, на мой взгляд, находятся в фазе, сопоставимой с уровнем развития мобильной связи 20 лет назад. Но подождите с десяток лет, и навигационные сервисы завоюют значимую нишу в повседневной жизни каждого человека.

- Сильно ли отличается атмосфера в публичных международных корпорациях, где вы успели поработать, и в непубличной российской компании, такой как НИС?

- Современный бизнес связан с построением системы принятия решений, которая должна привести компанию из точки А в точку В. Своими руками я ничего не произвожу, не конструирую, не выпиливаю, моя задача - построить вокруг определенной бизнес-идеи процесс, который должен привести эту идею к успешной реализации, привлечь к этому лучших профессионалов, зажечь огонь в глазах. Поэтому нельзя сказать, что я увидел в НИС то, о чем не догадывался раньше.

Кроме того, АФК «Система» - публичная компания, что накладывает отпечаток на профессиональную, деловую культуру, в том числе и в НИС. Многие принципы, которые декларируются и используются в международных структурах, используются и здесь. Влияние главного акционера [АФК «Система» Владимира Евтушенкова], безусловно, очень велико, но похожая ситуация, например, и в Dell, и в Oracle, где основатели компании уверенно стоят у руля. Это фактор, к которому нужно правильно относиться и которым важно научиться правильно пользоваться, так как он может давать колоссальную поддержку.

Мы часто слышим, что экономика нашей страны зависит от продажи энергетических или каких-то других природных ресурсов за границу и мало усилий тратится на то, чтобы производить свои технологии. Но в случае с навигационными сервисами мы находимся в очень выигрышной ситуации: во многом это разработки отечественного производства, и они находятся на самой передовой технологического развития. В некоторых случаях мы являемся лидерами, что нечасто можно сказать о технологиях «made in Russia».

- Например?

- Например, есть программа «ЭРА Глонасс», которая позволяет государственным органам, экстренным службам оперативно реагировать на различные ЧП, дорожно-транспортные происшествия. Это бесплатная услуга быстрого реагирования и высылки на место события либо «скорой помощи», либо МЧС, либо и тех и других. Тем самым мы экономим время, силы, что очень часто позволяет успеть спасти жизнь человека. Так вот, внутри «ЭРА Глонасс» есть целый ряд решений, которые нас ставят на первые позиции в мире.

- Но в Европе тоже действует система e-Call. Что в нашей «ЭРА Глонасс» такого передового? Наличие sms-дублирования информации о ДТП - на случай если в месте происшествия плохое качество голосовой связи?

- Sms-канал - это одно из отличий. Вообще, услуга e-Call в Европе еще не введена, ее планируется ввести только к 2015 г., причем даже не во всех странах Евросоюза. А в нашей стране «ЭРА Глонасс» должна заработать с начала 2014 г.

- Но ведь НИС сообщала, что уже запущены три пилотных региона - Москва, Санкт-Петербург и Курск?

- В этих трех городах построена сама инфраструктура, система передачи данных. До конца этого года мы ее построим по всей стране и с 2014 г. запустим в эксплуатацию.

- Что это будет значить? На машины можно будет крепить терминалы, подключенные к системе «ЭРА Глонасс»?

- Да. Кроме того, такие бортовые терминалы должны будут встраиваться во все новые автомобили, которые будут поставляться на рынок.

- Имеются в виду автомобили, сборка которых организована в России? Или и те, которые ввозятся из-за границы, тоже?

- Любые автомобили, которые будут официально поставляться в нашу страну, должны быть оборудованы соответствующими терминалами. Соглашения с автопроизводителями уже подписаны, и они провели значительную часть работ по изготовлению этих терминалов.

- Эти соглашения подписывала НИС или некоммерческое партнерство по развитию «Глонасс», созданное в 2012 г.?

- Ситуация с этим партнерством в целом выглядит достаточно запутанной. До мая 2012 г. разработчиком и единственным исполнителем программы «ЭРА Глонасс» выступала НИС, а эта программа являлась в тот период времени стержнем коммерциализации технологии «Глонасс». Затем, чтобы этот процесс коммерциализации ускорить, правительство приняло решение создать некоммерческое партнерство и привлечь к нему заинтересованные стороны, которые придали бы импульс этому процессу. НИС выступила одним из организаторов этого партнерства, в которое также вступили основные сотовые операторы, «Ростелеком», «Яндекс», «Сумма телеком» и др. С момента образования партнерства прошло уже больше года, и мне трудно сказать, чем этот год отметился с точки зрения результатов его деятельности. Может быть, я чего-то не знаю (смеется). Но те контракты, которые вела НИС, мы и ведем, а ожидания, связанные с партнерством, ожиданиями и остались.

- И все-таки соглашения с автопроизводителями подписаны НИС или партнерством?

- Все, что было связано с решениями «Глонасс» до мая 2012 г., входило в зону ответственности компании НИС. Соответственно, и соглашения подписывали мы. Но в конце 2012 г. произошла передача ответственности, и, коль скоро ответственным за программу «ЭРА Глонасс» было назначено партнерство, все полномочия были переданы ему. Однако если вы зададите вопрос: где эта идея родилась? - она родилась в НИС; где был разработан технический проект? - это произошло здесь; кто запустил три пилотных проекта? - НИС; кто выполнил установку этой системы еще в 15 регионах России? - тоже мы. А что-то кроме этого сделано по программе «ЭРА Глонасс»? - Нет. Поэтому де-факто именно наша компания строит эту систему, причем темпами, опережающими Европу.

- В этом году НИС приостановила деятельность в качестве члена некоммерческого партнерства. Вы говорили, что НИС была «отстранена от принятия решений». А еще НИС не вошла в число субподрядчиков, создающих систему «ЭРА Глонасс»... Вы могли бы прояснить, что все-таки произошло?

- Участие в любой организации должно быть обусловлено каким-то набором задач и ожиданий, которые это членство позволяет реализовать. Ожидания, которые закладывались при формировании этого партнерства, заключались в том, чтобы привлечь к развитию рынка больше участников, инвестиций и чтобы каждый из участников партнерства смог воспользоваться преимуществами от работы на части этого быстро растущего рынка. Предполагалось, что администрация партнерства будет исполнять роль модератора, координирующего процессы и направляющего действия участников в нужное русло. Но, во-первых, наши ожидания не оправдались - повторюсь, я не могу назвать ни одного примера, чтобы что-то начало развиваться лучше благодаря деятельности этого партнерства. Фактически идет перераспределение ранее созданного багажа. Во-вторых, действия руководства партнерства вызывают у нас сомнения в том, что заявленные цели и задачи являются его главным приоритетом.

- Но вы же могли предложить переизбрать это руководство?

- Вы правы, мы должны использовать все существующие способы влияния на структуру, в которой участвуем, и мы их используем. Именно поэтому при всем разочаровании от деятельности партнерства, которое у нас есть, мы все-таки из него не вышли, а только приостановили деятельность, по-прежнему рассчитывая, что ситуацию можно поправить.

- Из каких соображений в первые три пилота были включены Москва и Петербург? Ведь ясно же, что это самые благополучные города с точки зрения скорости реакции на ДТП. Проблемы с оперативностью если и возникают, то разве что из-за пробок...

- Пилоты - это не те регионы, где «ЭРА Глонасс» запущена, а те, где первыми прошли испытания системы передачи данных. Вся система вводится централизованно по всей стране с 1 января 2014 г. В Москве и Петербурге построены два центральных узла системы, которые отвечают за обработку сигналов экстренного вызова; их расположение [в столицах] связано с технологической особенностью построения сетей передачи данных на территории России.

Кроме того, очень важно создать такую систему, которая сможет впоследствии интегрироваться не только с системой 112, но и с системами МВД, МЧС, Минздравсоцразвития и т. п. Наибольшее количество таких систем находится как раз в этих двух городах. А Курск был выбран потому, что именно там расположен более или менее «боевой» макет системы 112.

- Что изменится для меня как автомобилиста с 1 января 2014 г.? Куда мне надо будет прийти, чтобы получить терминал, подключенный к «ЭРА Глонасс»?

- К 1 января будет готова инфраструктура, но количество машин, оснащенных «ЭРА Глонасс», в этот момент будет фактически равно нулю. Потому что согласно изменениям в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств оснащение новых автомобилей такими терминалами становится обязательным только с 1 января 2015 г. То есть де-факто рост этого рынка начнется только с 2015 г. Однако, поскольку желающих повысить свою безопасность становится все больше, уже со следующего года предусмотрена возможность установки такого терминала в автомобиль в виде дополнительного оборудования. Конечно, это будут делать только специализированные дилерские центры, это все-таки не навигатор, который можно прикрепить к окну.

- А дилерские центры будут готовы к этой работе с 1 января 2014 г.? И выпущены ли сами терминалы?

- НИС ставит своей задачей не производство терминалов, а создание рынка устройств. Мы разработали требования к этим устройствам, и на их базе несколько российских заводов создали такие терминалы. Есть с десяток отечественных производителей, которые их выпускают.

Наша цель - создать стержневую технологию, вокруг которой будет развиваться экосистема. В данном случае такой стержень - это система федерального масштаба, которая позволяет собирать данные и на основании навигационных технологий определять местоположение объекта. После чего мы можем данному объекту предлагать неограниченный набор услуг и сервисов. Мы обсудили только одну услугу «ЭРА Глонасс», но у вас может возникнуть потребность и в каких-то дополнительных навигационных услугах, в охранно-поисковых сервисах, может просто потребоваться помощь на дороге. К примеру, бензин закончился - нажали кнопку, и вам привезли канистру. Могут оказаться полезными и услуги, связанные с информированием: где находится ближайший магазин, ресторан и т. д. Я не упомянул еще страховую телематику, которая тоже является самодостаточной нишей, - оплата вашего страхового полиса будет зависеть от того, как вы ведете себя на дороге, сколько пассажиров ездит в вашей машине и т. д. А основа всего этого - сигнал позиционирования, который определяет координаты данного транспортного средства на карте.

- Вы назвали «ЭРА Глонасс» стержнем коммерциализации технологии «Глонасс». Но платными будут именно эти дополнительные сервисы, а не базовый, предназначенный для вызова экстренных служб, так ведь?

- Да, базовая услуга будет бесплатная. Вообще, когда мы говорим о создании федерального оператора, то имеем в виду несколько шагов. Первый - это создание технологической инфраструктуры, которая позволяет собирать и обрабатывать информацию; сеть плюс база данных.

Другой, не менее важный элемент - создание организационной инфраструктуры. Если компания претендует на роль оператора федерального масштаба, значит, мы должны присутствовать во всех федеральных округах, крупных и средних городах. Важно иметь компании, которые могут оказывать услуги на местном уровне. Возьмите любого сотового оператора: он имеет штаб-квартиру, региональные филиалы и подразделения в каждом городе, а сверху вся эта структура покрыта мелким ситом дилеров, офисов продаж и т. п. Подобная система с несколькими уровнями должна быть создана и в нашем случае. Здесь мы пошли интересным путем - подписали соглашения о намерениях с администрациями 58 регионов из 83. В первых 20 регионах мы уже создали компании, задачи которых - выполнять операторские функции. Это наши совместные предприятия, в которых большая часть принадлежит НИС, а меньшая - региональным властям. Это было сделано с целью повышения инвестиционной привлекательности. Наша задача - добиваться, чтобы в этом году в этих регионах оказывался набор обязательных услуг мониторинга и контроля для пяти видов транспортных средств, находящихся в зоне контроля государственных служб. Это перевозка опасных и негабаритных грузов, медицинский транспорт, пассажирский транспорт, школьные автобусы и транспорт жилищно-коммунального хозяйства: поливальные, мусороуборочные машины и т. д. На будущий год к этой системе будут подключены такси, а затем и прочий коммерческий транспорт.

И третий важный элемент построения федерального оператора - крупные проекты федерального масштаба, которые формируют абонентскую базу. Один из них мы обсудили, это «ЭРА Глонасс», но есть еще целый ряд заметных инициатив. Это, в частности, конкурс по организации системы для взимания платы с грузовиков за проезд по федеральным трассам, так называемый «конкурс 12 тонн». Поскольку наибольший ущерб дорожному полотну наносят именно большегрузные автомобили, с их владельцев пропорционально пробегу будут удерживаться определенные суммы. По расчетам Минтранса, речь идет о ежегодном сборе 100 млрд руб., в зону контроля попадает около 1,5 млн транспортных средств. Создается прецедент, когда при помощи спутниковых навигационных услуг ведется контроль и обилечивание этих транспортных средств.

Вы наверняка видели, как собирают деньги за проезд по платным дорогам в Европе: это обязательно будка, шлагбаум, т. е. заложены существенные средства на строительство таких пунктов, создание сети передачи данных. Мы же всего этого избегаем: возможность спутникового мониторинга [этих автомобилей] позволяет обойтись без систем шлагбаумного контроля и при этом отслеживать реальный пробег. В мире таких систем нет, так что если мы выиграем этот конкурс, то можем стать одним из мировых лидеров по внедрению таких систем. Впоследствии можно будет распространить действие этой системы с трасс федерального масштаба на трассы региональные; достаточно только принять решение, технологическая инфраструктура будет уже налажена. Так же легко будет расширить базу мониторинга с 1,5 млн транспортных средств на все те 50-60 млн, которые ездят про стране, - мы можем предложить их водителям набор услуг, который их заинтересует. Вот уже и массовый рынок.

Если все эти три элемента будут готовы, это позволит нам сказать, что мы действительно строим федерального оператора, а не опыты в пробирке делаем. И компаний, которые имеют обоснованные претензии на [исполнение такой роли], не так много.

- Кого вы рассматриваете как конкурентов - хотя бы на уровне отдельных сегментов?

- На сегодня мне не известна ни одна компания, которая одновременно двигалась бы по всем этим принципиально важным направлениям в сторону построения национального оператора. Существуют, например, охранно-поисковые компании, но их услуги связаны, как правило, либо с дорогими автомобилями, либо с недвижимостью. Их бизнес можно назвать нишевым, так как он ограничен определенным кругом клиентов, их технологические возможности не развиваются, а масштаб присутствия ограничен одним или несколькими регионами. Средства, которые нужны, чтобы прийти в 58 регионов, значительные, не у каждого есть возможность их привлечь или заработать.

- Какого порядка эти суммы?

- Мы планируем инвестировать в свою часть региональной программы в общей сложности порядка 1,5 млрд руб. Соответствующие инвестиции планируют и власти - и федеральные, и региональные, поскольку речь идет о совместных предприятиях.

- Каков источник ваших инвестиций?

- На первом этапе это средства нашего акционера - АФК «Система». Наша задача - сделать эти инвестиции максимально эффективными, чтобы на последующих этапах мы росли за счет собственных средств.

- Поэтому регионов 58, а не 83? Остальные региональные власти не хотят софинансировать ваши программы?

- Нет, просто это наша зона ответственности. Остальные 25 регионов пропорционально разделены между другими участниками некоммерческого партнерства, в частности мобильными операторами.

- Как тогда можно говорить о создании федерального оператора, если в 25 регионах России у НИС нет своих компаний?

- В рамках некоммерческого партнерства считалось, что правильно привлечь к «глонассизации» по возможности большее количество участников. Те операторы, которые изъявили желание поучаствовать, и были привлечены; каждый из них зафиксировал регионы, в которых он имеет интерес и возможность развиваться. Но здесь я опять проведу параллель с мобильными операторами: сначала они начинали работать только в центральных городах, потом стали приобретать активы в провинциальных центрах, группироваться в более крупные объединения, и в итоге тройка мобильных операторов присутствует во всех без исключения регионах.

- Мы не знаем, как будет развиваться технология, потребительский спрос, какая услуга станет определяющей в будущем. Но важно, что есть среда сбора и обработки данных, есть наше понимание, как эта среда должна быть эффективно организована, какой набор услуг востребован сейчас и может быть востребован в скором будущем. У нас есть готовность реагировать на те вызовы, которые возникают. И есть факт - мы лидер на рынке позиционирования. Теперь наша задача - преобразовать это лидерство в явления большего масштаба: выйти к большему количеству клиентов и типов клиентов, в большее количество территориальных образований, в том числе и за пределы России, в соседние страны СНГ и на другие рынки.

- Сколько сейчас у НИС клиентов?

- До последнего времени НИС позиционировала себя как системный интегратор, в задачи которого входило найти крупного заказчика и предложить ему оснастить транспортные средства средствами мониторинга и контроля. Еще год назад клиентами НИС выступали либо крупные компании, либо госучреждения. Например, мы оснастили 20 000 транспортных средств у «Транснефти». Если теперь мы договоримся с этим заказчиком и переведем его на операторское обслуживание, то у нас одномоментно появляется 20 000 абонентов. Другой пример: мы оснастили 14 000-15 000 транспортных средств в МВД - проект сдан, пользователем системы мониторинга выступает сам заказчик. Если и когда мы договоримся с ним о переходе на операторское обслуживание, то к количеству наших абонентов добавятся еще 15 000. Порядка 5000 транспортных средств оснащено в МЧС, есть целый ряд других крупных заказчиков, которые работают с нами по такому же принципу.

Но в этом году для нас существенной задачей является перевод бизнеса от классической системной интеграции, когда мы сдаем решения под ключ, к операторской модели, когда, используя уже построенную инфраструктуру, мы предоставляем заказчику услугу, в которой он нуждается.

Всего мы оснастили порядка 180 000 транспортных средств - по этому показателю, кстати, мы тоже чемпионы в стране. А вот по количеству абонентов, которых мы обслуживаем как оператор, я не думаю, что мы являемся лидером, - это всего около 10 000 транспортных средств. Но еще три месяца назад их было ноль, мы еще не работали в качестве оператора, так как система еще не была построена. Сейчас система есть, и мы начинаем собирать абонентскую базу. К концу года ожидаем подойти к сотне тысяч абонентов, тогда мы станем самым крупным оператором навигационных сервисов в стране. К концу 2014 г. мы планируем как минимум удвоить, а может быть, и утроить эту цифру, довести ее до 250 000-300 000. Тогда уже начнет играть роль фактор критической массы, мы станем центром притяжения для других участников рынка. А если все будет идти по схеме, о которой я сказал - с 2014 г. заработает «ЭРА Глонасс», с 2015 г. все новые автомобили будут обязаны подключаться к ней, одновременно запустится система взимания платы с большегрузных автомобилей, - то рост абонентов пойдет по экспоненте.

- Какие еще крупные проекты, кроме «ЭРА Глонасс», есть у НИС?

- Мы создали систему, которая управляет всеми грузоперевозками в Сочи как на стадии строительства олимпийских объектов, так и в период их эксплуатации. Эта система тоже уникальна, она не имеет аналогов ни в России, ни в мире. Мы объединили в единый блок все перевозки в Сочи: морские, железнодорожные, автомобильные и авиационные. Это привело к заметному сокращению расходов и повышению эффективности доставки грузов. Например, благодаря нашей системе пропускная способность Сочинского транспортного узла увеличилась на 20%, а количество автотранспорта, необходимого для доставки строительных грузов, сократилось более чем на 30%.

Опыт, полученный в этом проекте, можно использовать при реализации других.

- Среди ваших клиентов нет ни одной негосударственной организации и ни одной компании без участия государственного капитала. Почему?

- Тема коммерциализации «Глонасса» нова и началась с того, что возможности существующего спутникового сигнала (которые изначально использовались в военных целях) решено было обратить на пользу гражданским нуждам. Ситуация могла бы развиваться сама собой, но руководство страны решило поддержать процесс коммерциализации системы и продвижения технологий «Глонасс» в повседневную жизнь. И это очень важный стимул для становления и развития рынка навигационных услуг.

- Какой рост выручки вы ожидаете в этом году?

- В 2012 г. выручка НИС составила 3,17 млрд руб. - чуть меньше, чем в предыдущем (3,3 млрд руб.). Но сравнивать напрямую результаты текущего года с прошлым некорректно! Поскольку мы сейчас системно перестраиваем бизнес и намеренно отказываемся от целого ряда проектов в области системной интеграции, которая все-таки не является нашим будущим. Для нас приоритетны проекты федерального масштаба, в которых просматривается переход на операторскую модель бизнеса, и именно в этом сегменте мы ожидаем резкого роста выручки в разы в этом году. Именно это для нас первоочередная задача, а не выручка как таковая. Но понятно, что на развитие и построение нужны средства, поэтому наша задача - зарабатывать эти средства.

- На какой уровень прибыли вы планируете выйти?

- Наша цель - сосредоточиться на эффективности бизнеса и повышении капитализации. Срок окупаемости, который заложен в нашей бизнес-модели, стандартный для компаний высокотехнологичной отрасли - 3-5 лет.

- Уже несколько лет НИС пытается закрепиться на рынке Индии. На какой стадии находятся ее индийские проекты?

- Межгосударственные отношения России и Индии находятся на очень высоком уровне, и это открывает благоприятные возможности для выхода российских компаний на рынок субконтинента. Наша материнская компания - АФК «Система» - реализует там ряд масштабных проектов. В Индии у НИС есть дочерняя компания, которая зарегистрирована в городе Мумбаи, есть представительство в Дели. Основные направления деятельности НИС в Индии - оснащение транспорта средствами навигации и телематики и построение систем управления ими.

С участием наших дочерних предприятий в Индии мы прорабатываем ряд проектов, в которых заказчиками выступают госструктуры и частные компании. Наша главная цель - обеспечить возможность использования «Глонасса» для оказания услуг в области навигации, мониторинга, диспетчеризации. Сейчас мы прорабатываем около 10 пилотных проектов: часть из них уже реализована и ожидает заключения контрактов, другая находится в стадии выполнения. В основном проекты ведутся в транспортной сфере - например, в области развития ИТС. Аналог проекта НИС ведет в Москве, оборудуя пассажирский колесный транспорт системами мониторинга и безопасности. В результате повышается эффективность управления транспортными средствами, а также безопасность пассажиров.

Мы работаем также с корпоративными заказчиками - это транспортные компании, которые занимаются перевозкой пассажиров или грузов, предприятия химической отрасли, производящие опасные вещества.

Интерес к нашим решениям проявляет МВД Индии, министерство связи. Проект с МВД предполагает управление десятками тысяч транспортных средств из единого диспетчерского центра и, соответственно, повышение эффективности их использования.

Еще один вектор развития - социальный «Глонасс». Сейчас индийское общество заинтересовано в использовании систем трекинга для обеспечения безопасности малозащищенных слоев населения: женщин, стариков, детей.

- Индия сейчас строит собственную навигационную систему: недавно она запустила свой первый навигационный спутник. Не опасаетесь ли вы, что при таком развитии событий «Глонасс» на Юге Азии в какой-то момент может остаться, что называется, не у дел?

- Тот факт, что Индия как суверенное государство развивает свои космические программы, заслуживает уважения. Что касается коммерческого использования навигационных технологий, на сегодня в мире существуют только две действующие глобальные спутниковые системы - GPS и «Глонасс». В стадии создания находятся еще две - Galileo и Beidou. Я не знаю других, которые могли бы претендовать на звание третьей глобальной навигационной спутниковой системы. Поэтому говорить о конкуренции пока не приходится.

Навигационные услуги и сервисы, которые мы предлагаем, технически построены на двухсистемном принципе - т. е. в их основе чипсет на базе «Глонасс»/GPS. Такие чипсеты в современном мобильном мире стали де-факто глобальным стандартом. Любое устройство с таким чипом определяет координаты не за счет 20-30 спутников одной системы, а за счет более полусотни спутников обеих систем, находящихся на орбите. Это обеспечивает высокую степень надежности и скорости определения координат.