Blackberry сошла с дистанции


Канадская Blackberry, сделавшая себе имя на выпуске смартфонов с встроенным сервисом электронной почты, уведомила инвесторов, что по итогам II квартала 2014 финансового года (завершился 31 августа 2013 г.) спишет в убыток $930-960 млн. В такую сумму компания оценила стоимость непроданных смартфонов, оставшихся на складе. Всего за три летних месяца Blackberry продала 5,9 млн смартфонов, но часть из них была выпущена еще в предыдущие кварталы. Аппаратов, и выпущенных, и проданных за июнь - август, оказалось всего 3,7 млн - много меньше, чем в предыдущие кварталы (см. график).

В итоге Blackberry завершит квартал с $950-995 млн чистого убытка при не намного большей выручке - $1,6 млрд. Если бы не списание, убыток не превысил бы $265 млн.

Проблемы Blackberry усугублялись по мере роста популярности смартфонов с сенсорным экраном - сначала iPhone, а затем Android-фонов. По оценке аналитической компании IDC, в апреле - июне 2013 г. доля Blackberry на мировом рынке смартфонов упала до 2,9% против 6,4% годом ранее. А в 2008 г. она составляла почти 20% - компания была 2-й после Nokia.

В пятницу руководство Blackberry объявило, что компания прекращает выпуск смартфонов для частных пользователей и сконцентрируется на клиентах-корпорациях. Это приведет, в частности, к 40%-ному сокращению штата ее сотрудников.

На рынке клиентов-корпораций дела Blackberry идут тоже неважно. Если в 2010 г. ее смартфонами пользовались сотрудники 31% компаний мира, то сейчас - только 8%, а в США и Канаде доля Blackberry за то же время рухнула с 70 до 5%, следует из данных IDC, которые приводит The Wall Street Journal (WSJ). Но вопрос уже не в том, наверстает ли Blackberry упущенное, а в том, выживет ли она вообще, замечает аналитик IDC Аль Хилва, которого цитирует WSJ: «Вряд ли кто-то ждет, что Blackberry будет доминировать на рынке, как некогда. Но компания может выжить и даже благополучно существовать с долей рынка 5-10%, если научится хорошо управлять бизнесом и выберет правильный масштаб».