Греф не спешит с кредитами

Сбербанк отстает в кредитовании бизнеса, признал его президент Герман Греф. Компании предпочитают размещать облигации, а сам банк стал разборчивее
Герман Греф выбрал качество вместо скорости./ С. Портер/ Ведомости

Сбербанк

Крупнейший банк в Восточной Европе. Акционеры: Центробанк - 50% плюс 1 акция. Капитализация - 1,8 трлн руб. Финансовые результаты (МСФО, 1-е полугодие 2013 г.): активы - 16,1 трлн руб., капитал - 1,8 трлн руб., прибыль - 174,5 млрд руб.

Сбербанк уменьшил портфель кредитов крупнейшим корпоративным клиентам за январь - август на 2%, рассказал Греф. На крупнейшие компании по итогам первого полугодия приходилось 46% всего корпоративного портфеля, по итогам 2012 г. они занимали ровно половину. Доля высока, признал Греф.

По его словам, на последнем заседании наблюдательного совета менеджмент госбанка получил больше всего вопросов именно из-за сильного отставания от рынка в темпах роста кредитования.

Греф увязал это со стремлением крупнейших компаний размещать облигации, а не брать кредиты в банках: с начала года они заняли на долговом рынке уже 1,3 трлн руб.

Это сказалось и на результатах работы всей банковской системы. По данным ЦБ, в 2013 г. вложения банков в облигации росли чуть быстрее корпоративного кредитования - 9,4% против 9%.

Греф заметил, что госбанк выходит из целого ряда секторов, повышенная концентрация на которых может обернуться проблемами. «Это наша осознанная политика была, мы не спешим наращивать там свою долю», - подчеркнул он, но назвать потенциально проблемные для банка отрасли отказался.

Впрочем, в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса (выручка до 15 млрд руб.), по словам Грефа, Сбербанк растет быстрее рынка. Доля кредитов малому бизнесу выросла в портфеле с 9 до 11%, среднему - с 17 до 20%, говорится в презентации госбанка к международной отчетности за первое полугодие.

Ранее заместитель Грефа Андрей Донских рассказывал, что госбанк будет стремиться изменить структуру портфеля в пользу этих категорий клиентов.

Сбербанк готов поступиться и долей в потребительском кредитовании и почти год назад скорректировал свою риск-стратегию в этом сегменте, указал Греф. «Мы снизили уровень одобрений. Мы никуда не спешим. Мы считаем, что качество наших активов является исключительно приоритетным. Мы готовы терять долю рынка», - подчеркнул он.

При этом Греф не стал комментировать предыдущие заявления руководителей Сбербанка о том, что он намерен стать лидером на рынке POS-кредитования за счет запуска совместного с BNP Paribas проекта Cetelem. Сбербанк вложил в проект более 5 млрд руб. За 3-4 года банк займет 25% рынка POS-кредитования, обещал в 2012 г. старший вице-президент Сбербанка Денис Бугров. С основными игроками на этом рынке госбанк собирался конкурировать в том числе за счет более выгодных ставок.

«Сейчас мы более позитивны в отношении ипотеки, которую в этом году считаем основным розничным продуктом, риски по ней гораздо ниже, чем в потребительском кредитовании», - говорит человек, близкий к госбанку. Ужесточение требований к розничным банкам по части капитала и резервов, по его словам, делают высокомаржинальное кредитование все менее интересным.