LCV включили задний ход

Российский рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) в этом году начал сокращаться. Впрочем, автопроизводители уверены, что рост возобновится до конца 2013 г.
Е.Разумный/ для ВЕДОМОСТЕЙ

По данным «Автостата», в январе - августе 2013 г. общие продажи LCV в России упали почти на 10% до 113 800 шт. Одна из основных причин - замедление роста экономики, комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Еще один фактор - введение осенью 2012 г. утилизационного сбора на автомобили (базовая ставка для грузовиков и автобусов составляет 150 000 руб. - «Ведомости»), что привело к удорожанию импорта, говорит директор по продажам и развитию «Хино моторс сэйлс» Юрий Зорин. Плюс в стране закончились крупные инфраструктурные проекты - АТЭС, строительство объектов для проведения зимней Олимпиады в Сочи, напоминает директор НАПИ Татьяна Арабаджи. Эффект от новых проектов, связанных с подготовкой к чемпионату мира по футболу, рынок вряд ли ощутит раньше 2015 г., думает она.

Полный комплект

Продажи ГАЗа, лидирующего в сегменте LCV, за восемь месяцев сократились меньше, чем весь рынок, - на 7% до 44 700 шт., по оценке «Автостата». Специфика рынка коммерческих автомобилей в странах БРИК, включая Россию, в том, что здесь наиболее популярны недорогие машины, комментирует директор дивизиона «Легкие коммерческие автомобили» группы ГАЗ Вадим Сорокин. Но сейчас происходят качественные изменения: требования клиентов растут, и локальным производителям, контролирующим большую долю рынка и выпускающим простую технику, нужно изменяться под новые запросы. Растет спрос и на западную технику, технологически насыщенную, но для стран с развивающимся рынком она по-прежнему дороговата, ее нужно упрощать, считает Сорокин.

В апреле 2013 г. группа ГАЗ начала производство LCV нового семейства - «Газель Next» (средний ценовой сегмент - его нижняя планка). Автомобили выпускаются на одной линии с другим семейством - «Газель бизнес» (низкий ценовой сегмент). Пропорции выпуска будут зависеть от ситуации на рынке, замечает представитель группы ГАЗ. Пока выпускается одна модель «Газель Next» - бортовой грузовик с однорядной кабиной и спецтехника на ее базе. В октябре 2013 г., по словам Сорокина, ГАЗ начнет серийное производство автобуса малого класса Next на 19 мест (цены будут начинаться с 985 000 руб.), а в декабре - малотоннажного грузовика этого же семейства с двухрядной кабиной (от 774 000 руб.). «Это наш взгляд на то, какими должны быть перевозки на небольшие расстояния в городах», - замечает Сорокин. Например, принципиальное отличие автобуса Next от классической пассажирской «Газели» (и продукции ряда других брендов) в том, что он спроектирован не на базе грузового цельнометаллического фургона (при таком подходе в фургоне вырезаются окна, монтируются ступени и т. д.), а на основе традиционных автобусов, у него помимо прочего будет больше внутреннего пространства и распашная дверь, а не сдвигающаяся, поясняет Сорокин. В проект «Газель Next» группа уже вложила 3 млрд руб., говорил ранее президент группы ГАЗ Бу Андерссон.

Расширение выпускаемого модельного ряда, если новинки соответствуют требованиям рынка, как правило, приводит к общему росту продаж компании, комментирует Удалов. Главное, чтобы не было пересечений с другими продуктовыми линейками по цене и потребительским свойствам, добавляет он.

У ГАЗа это условие соблюдено, считает Удалов: «Газель Next» дороже «Газели бизнес», но по-прежнему дешевле иномарок, в том числе в обслуживании. По его прогнозу, по итогам 2013 г. ГАЗ сможет нарастить долю на российском рынке LCV, в том числе благодаря новому семейству, на 2-3 п. п. Сама компания планирует сохранить долю на российском рынке, которую она оценивает примерно в 50%.

Иномарки из России

Сильнее всего в сегменте легких коммерческих автомобилей в январе - августе 2013 г. снизились продажи Hyundai (-54%), Fiat (-22%) и Peugeot (-19%). Эти компании импортируют LCV. А вот Ford и Mercedes-Benz, локализовавшие производство LCV в России, напротив, смогли увеличить продажи на падающем рынке - на 24 и 12% соответственно. LCV Ford выпускаются в Татарстане на одном из двух заводов совместного предприятия Ford Sollers, а LCV Mercedes-Benz Sprinter - по контрактной схеме на нижегородском ГАЗе. Ранее Sprinter Classic выпускался в Аргентине, но его производство было решено перенести в Россию из-за большей емкости рынка, к тому же модель оптимальна для российских условий, пояснял ранее гендиректор «Мерседес-Бенц рус» Ян Мадея. По его словам, за счет производства Sprinter компания рассчитывает увеличить свою долю в России вдвое или даже вчетверо. Сейчас, по данным «Автостата», она составляет около 3%.

Выпускать LCV в России планируют Renault, Nissan, Fiat - переговоры ведутся с московским ЗиЛом. Возможность выпуска LCV в нашей стране рассматривает и группа VW - об этом сказал глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович на автосалоне во Франкфурте: «Сейчас мы проводим оценку рынка, подбираем возможные модели. Исходя из результатов, мы будем делать дальнейшие выводы, но пока все очень предварительно». У немецкого автоконцерна (как и Ford Sollers, Daimler, Renault и др.) есть соглашение о промсборке в России, дающее льготы на импорт комплектующих. Собственный автозавод VW находится в Калуге, но, по мнению Удалова и аналитика «ВТБ капитала» Владимира Беспалова, производство его LCV предпочтительнее разместить на ГАЗе. Среди плюсов такого варианта - наличие в регионе большого количества производителей комплектующих для LCV. К тому же группа VW уже сотрудничает с российским автозаводом: ГАЗ по контрактной схеме выпускает его легковые автомобили. По мнению Удалова, оптимальная мощность производства LCV - около 25 000 шт. в год (в 2012 г. VW импортировал в Россию 16 161 LCV). Такую же мощность имеет и производство Mercedes-Benz Sprinter на ГАЗе.

Развивает локальный выпуск коммерческих автомобилей и Hyundai - в партнерстве с калининградским «Автотором». Решение о выпуске на московском ЗиЛе компанией пока не принято, замечает заместитель гендиректора «Хендэ комтранс рус» Дмитрий Токарев.

Hino, крупнейший в Японии производитель грузовиков, может принять решение об организации производства в России (в том числе по выпуску малотоннажных грузовиков) после того, как продажи компании в стране достигнут 5000 шт. в год, сказал Зорин. На этот объем компания рассчитывает выйти к 2016 г. (план на 2013 г. - 2400 шт.).

Интерес иностранных автоконцернов к организации выпуска LCV в России помимо утилизационного сбора подогревает введение летом 2013 г. по решению Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в странах Таможенного союза антидемпинговых пошлин на LCV некоторых модификаций, считают Удалов и Беспалов. Пошлины касаются импортируемых из Германии, Италии и Турции LCV полной массой 2,8-3,5 т с дизельным двигателем рабочим объемом не более 3000 куб. см с кузовом фургон, предназначенных для перевозки грузов или комбинированной перевозки грузов и людей. Больше всего - с 10% примерно до 40% - ставки увеличились для производителей из Германии. По данным «Автостата», за семь месяцев импорт LCV в Россию вырос на 7% до 38 520 автомобилей, но в июле упал почти на 20% до 4470 шт. Попытка VW убедить ЕЭК отменить пошлину на ввоз своих машин не увенчалась успехом. Оспорить пошлины также планирует Daimler.

Стимулы для рынка

Поддержку текущим продажам LCV в России оказывает госпрограмма льготного автокредитования, которую Минпромторг запустил в июле 2013 г. Государство компенсирует часть процентной ставки кредитов, выдаваемых банками для приобретения новых легковых и легких коммерческих автомобилей, в том числе импортируемых, стоимостью до 750 000 руб. По данным министерства, на 1 сентября в рамках этой программы было продано 44 600 автомобилей, одобрено кредитов на 54 302 шт. Программа продолжится и в 2014 г.

В ближайшей перспективе российский рынок коммерческих автомобилей может получить дополнительную поддержку от властей. Минпромторг обсуждает в правительстве меры, которые будут стимулировать обновление автомобильного парка. К примеру, в российском парке LCV, насчитывающем 2,6 млн шт., более 52% машин старше 10 лет, приводит данные министерство.

Одна из предлагаемых мер - замена транспортного налога экологическим сбором, ставка которого будет дифференцированной в зависимости от экологического класса, объема двигателя и возраста коммерческих автомобилей, рассказал на прошедшей в сентябре конференции «Ведомостей» «Комавто-2013» замминистра Минпромторга Алексей Рахманов. Коэффициент может колебаться от 0,86 (для автомобилей выше «Евро-4» и моложе пяти лет) до 3,6 (ниже «Евро-4» и старше 20 лет). В дальнейшем этот опыт может быть применен и в сегменте легковых автомобилей, заметил Рахманов (по данным «Автостата», половина парка легковушек - старше 10 лет).

Еще одна возможная мера - установление предельных сроков эксплуатации коммерческих автомобилей от 7 до 15 лет в зависимости от категории, рассказал Рахманов. Под ограничение 7 лет могут подпасть, например, «Газели», уточнил он. Правда, идею предельных сроков эксплуатации не поддерживает Минтранс, так что обсуждение продолжается. По мнению автопроизводителей и экспертов, вывод устаревшей техники с рынка должен быть постепенным. Например, с привязкой к дополнительной характеристике - не только возраст, но и техническое состояние машины, говорит Арабаджи. Российские автозаводы не смогут быстро предложить рынку дополнительные автомобили, а импортеры - товар по устраивающей всех цене, поясняет она. При этом важно, чтобы обновление автопарка сопровождалось развитием системы утилизации автомобилей, отмечают Арабаджи и Сорокин.

Кроме того, власти планируют поддерживать производство и закупку техники на газовом топливе (компримированный природный газ).

Обновление парка коммерческого транспорта в итоге улучшит экологию и повысит безопасность перевозок, уверен Рахманов. «Если все те меры, о которых я сегодня сказал, и в рамках государственной программы, и в рамках дополнительных мероприятий по поддержанию сегмента в том числе коммерческих автомобилей будут реализованы, то на нашем рынке снова наступит, как это говорят в джунглях, водное перемирие», - добавил он.

По итогам 2013 г. российский рынок LCV может сократиться на 10-12%, а его восстановление начнется не ранее 2014 г., считает Удалов. Производители настроены более оптимистично. Рост начнется до конца 2013 г. и уверенно продолжится в 2014-2015 гг., уверен исполнительный директор Ford Sollers Адиль Ширинов. Зорин тоже ожидает роста продаж на рынке коммерческих автомобилей в России во втором полугодии 2013 г. - главным образом из-за эффекта отложенного спроса: покупателям нужно было привыкнуть к новым ценам. Фундаментальные причины роста, по его мнению, появятся в 2014-2015 гг. По оценке Удалова, в перспективе рынок LCV будет ежегодно расти на 2-5%.