«Мы хотим как минимум сохранить долю рынка»

Клаэс Нильссон, президент Volvo Trucks

- Российский автомобильный рынок подвержен сильным колебаниям. Яркий пример тому - 2009 год, когда продажи автомобилей в России рухнули вдвое.

Антон Желяпов, директор департамента продаж коммерческой техники «Вольво восток»: Мы уже видим, что рынок падает. Пока сложно сказать, какими будут результаты IV квартала, но мы думаем, что по сравнению с 2012 г. сокращение продолжится. Мы считаем, что у нас хорошие перспективы в России. На рынке наблюдается тенденция, которую мы предвидели: общие продажи снижаются больше, чем продажи европейских брендов, клиенты, транспортные компании, более благосклонно смотрят на технологичные грузовые автомобили. В этом году практически полностью исчезли с российского рынка китайские бренды. Хотя, возможно, это временное явление.

- Это характерно для растущих рынков. Это можно было наблюдать, например, и в Бразилии. Сейчас это один из наших лучших рынков. И я нахожу в Бразилии очень много схожего с тем, что происходит в России.

- Каков ваш прогноз в отношении российского рынка?

- В прошлом году с подачи крупнейшего российского производителя тяжелых грузовиков - «Камаза» российские власти ужесточили контроль над экспортом ввозимых китайских грузовиков, которые нередко соответствовали низким экологическим классам, но ввозились как соответствующие «Евро-3», «Евро-4»...

А. Ж.: Так или иначе сейчас на рынке происходит некая консолидация. Несмотря на снижение в этом году, мы привыкли видеть двузначные цифры роста каждый год, и рано или поздно он возобновится.

- А какова доля России в глобальных продажах Volvo Trucks?

К. Н.: 2012 год был удачным для наших продаж в России. Мы реализовали 7000 грузовиков при глобальных наших продажах объемом 104 000 шт.

- Пропорция в выручке такая же?

К. Н.: Мы это не комментируем. Но мы полностью удовлетворены финансовыми показателями в России.

- Ваша стратегия заключается в сохранении доли на российском рынке или ее увеличении?

К. Н.: Мы хотим как минимум сохранить долю рынка, которую имеем, - около 7% общероссийского рынка и около 20% рынка продаж западных производителей грузовиков.

- Вы организовали в России производство грузовиков, начали строительство завода по выпуску кабин стоимостью 3,75 млрд руб. Сколько вы планируете инвестировать еще в ближайшие 5-10 лет?

К. Н.: Помимо вложений в организацию производства кабин мы хотим инвестировать в сервисное обслуживание. В собственные «Вольво трак центры» - их пять по России - инвестировано более 40 млн евро концерна AB Volvo. В ближайших планах открытие еще нескольких «Вольво трак центров», объем инвестиций пока называть преждевременно. И нам приятно, что наши партнеры тоже активно инвестируют в развитие системы сервиса.

- Каков сейчас уровень локализации производства в России и как планируется его увеличить?

А. Ж.: У нас есть определенные договоренности с правительством. Наша долгосрочная цель - достичь уровня локализации в 30% и выше, и мы к ней планомерно движемся.

- Что вы думаете об утилизационном сборе, взимаемом в России? И о планах российского правительства ввести всеобщую его уплату, чтобы выравнять условия для импортеров и локальных производителей? Сейчас сбор платят импортеры, а производители могут вместо него предоставлять гарантии по утилизации выпускаемых автомобилей. Это добавляет риски для вашего производства в нашей стране? Вам придется платить сбор и при импорте, и при локальном производстве грузовиков.

К. Н.: Нам приходится мириться с теми решениями, которые принимает правительство. Для нас локализация очень важна. В других странах, где мы работаем, уровень локализации очень высокий, и мы хотели бы обеспечить такой же уровень и в России. Что касается рисков, то они всегда присутствуют.

- Может быть, вы рассчитываете на компенсацию правительством дополнительных расходов из-за ухудшения инвестиционного соглашения с правительством?

К. Н.: Если ко всем одинаковое отношение, то мы не хотим быть исключением.

А. Ж.: Мы и сейчас платим сбор при производстве.

- Да, потому что уровень локализации еще недостаточно высок. Но ведь вы создаете производство кабин в том числе в расчете на льготу при уплате утилизационного сбора, поскольку у вас увеличится уровень локализации.

А. Ж.: План по увеличению локализации был принят в нашей компании до введения утилизационного сбора в России.

- Вы планируете наладить на своем российском заводе выпуск нового модельного ряда Volvo. Это будет резкий переход или постепенный?

К. Н.: Производство новых моделей в России начнется уже с I квартала 2014 г., а их продажи уже начались. К этому времени мы завершим выпуск и продажи текущего модельного ряда.