Цитата недели

«После 1991 г. была иллюзия, что новая национальная идеология, идеология развития, родится как бы сама по себе». Владимир Путин, президент России

Идеология стране все-таки нужна, решил Путин, судя по посвященному ей выступлению перед участниками клуба «Валдай». А поскольку сама собой национальная идея не рождается (или выходит не вполне хороша), то с родами начинает помогать государство. Полтора последних года свидетельствуют: этот проект уже в стадии реализации.

Хотя Путин сказал, что такую идею нельзя спустить сверху, над ней надо работать совместно «и так называемым неославянофилам, и неозападникам, государственникам и так называемым либералам», по всему видно, к чему и к кому склоняется «Политбюро 2.0». Явно не к «так называемым либералам».

Первая презентация нового национального проекта успешно прошла на Поклонной. Это не был одноразовый предвыборный ритуал, как показала дальнейшая повестка Госдумы.

Новый проект формулируется по принципу от противного: чего не должно быть или должно быть поменьше в публичной сфере - общественной и политической. Поменьше напоминаний о правах всякого рода меньшинств, поменьше шумных претензий к власти (в виде массовых митингов и гуляний), поменьше не санкционированных государством финансовых дел с Западом, поменьше вольницы в интернете, поменьше плюрализма в оценке отечественной истории.

В позитивном ключе как заклинание повторяется лишь слово «традиционные» - ценности, религии, народы, подходы, отношения. Правда, какие именно традиции следует чтить, на всякий случай не уточняется. Потому что ориентироваться приходится одновременно на Собчака и Ильина, Солженицына и Андропова, Колчака и Дзержинского, советское, евразийское, белогвардейское и имперское. В 1991-м, о котором вновь неодобрительно отозвался Путин, доминирующая идея казалась куда более ясной.

Во время первой восьмилетки в Кремле такого идеологического запроса от Путина не исходило. Хотя в те годы к возможному ответу общество было бы восприимчивее. Но идеология понадобилась только сейчас - в период торможения экономики и растущего скепсиса по отношению к большинству институтов, включая президентский: лидеру страны, по данным социологов, доверяют меньше, чем РАН, которую он отправил на капитальный ремонт (что уж говорить об оставленной им «Единой России»).

На том же форуме Путин впервые не исключил своего четвертого выдвижения в президенты. По сути, начинается поиск объяснений, почему надо и дальше терпеть, голосовать за тех, кто у власти, и не уставать надеяться на лучшее. Почему команда Путина должна быть у руля более 20 лет - те же сроки, что были у царей и генсеков. Правильный ответ теперь такой: потому, что ценен не только Путин сам по себе (хотя это тоже) - бесценны идеи, которые он продвигает. Осознавать же эти идеи, формулировать и записывать можно еще хоть 10 лет.