Государство обновит вагоны

Железнодорожные операторы могут взять вагоны повышенной грузоподъемности в лизинг без авансовых платежей, но взамен они должны утилизировать старый подвижной состав

Вагоны со скидкой. 20000

инновационных вагонов можно приобрести со скидкой за счет государства, подсчитал Бурмистров, исходя из размера предусмотренной субсидии, того, что один инновационный вагон стоит около 2 млн руб., а скидка оператору компенсируется 10% от цены вагона.

Государство в 2015-2016 гг. компенсирует лизинговым компаниям авансовые платежи для покупки инновационных вагонов (вагон с нагрузкой на ось от 25 т), следует из проекта федерального бюджета на 2014-2016 гг. Это распространяется не только на лизинговые компании, но и на операторов - покупателей вагонов. Но чтобы получить субсидию, покупатель таких вагонов должен предъявить свидетельство об утилизации старых вагонов. В 2015-2016 гг. на это может быть потрачено из бюджета 4,5 млрд руб. Субсидирование авансовых платежей - часть ФЦП «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (утверждена в июне).

Меры господдержки компенсируют оператору 10% от цены вагона (200 000 руб.): от утилизации вагона оператор получит 130 000-150 000 руб., а инновационный вагон стоит более 2 млн руб., рассчитал гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Покупатели инновационных вагонов получат еще и скидку на инфраструктурную составляющую тарифа при перевозке грузов в инновационных вагонах - приказ об этом ФСТ выпустила весной. Скидка может достигать 6%. Но не исключено, что цена инновационного вагона из-за мер господдержки вырастет, полагает он.

Но субсидирование спроса на инновационные вагоны позволит ускорить обновление парка полувагонов, хопперов и нефтеналивных цистерн, говорит Бурмистров. По его данным, парк полувагонов изношен на 30%, хопперов - на 73%, цистерн - на 55%.

Сейчас вагоны повышенной грузоподъемности производят «Уралвагонзавод» и Тихвинский вагоностроительный завод (входит в Объединенную вагонную компанию (ОВК) группы ИСТ).

Первым крупным покупателем инновационных вагонов оказалась СУЭК. В начале сентября она подписала с ОВК пятилетний договор лизинга 6000 вагонов. Благодаря вагонам с повышенной грузоподъемностью СУЭК рассчитывает увеличить объем погрузки на 8% и экономить на перевозке за счет тарифной скидки, объясняла угольная компания. Инновационные вагоны покупала и Федеральная грузовая компания («дочка» РЖД), думает об их приобретении «Нефтетранссервис». С представителем «Уралвагонзавода» связаться не удалось, его коллега из ОВК отказался от комментариев.

С начала года погрузка на сети РЖД снизилась на 3,2% до 819,7 млн т, упал спрос и на новые вагоны. По данным Бурмистрова, с начала года он со стороны операторов снизился в 2 раза (40% вагонов заводы продают своим «дочкам»), а средний возраст вагонов по итогам I квартала 2013 г. составил 15,5 года. Поэтому правительство и разрабатывает различные меры стимулирования спроса, объясняет эксперт. Летом министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил, что правительство готово субсидировать и производство вагонов с нагрузкой на ось менее 25 т. Разработаны меры и для вагоностроителей: субсидии для заводов в 2013-2014 гг. должны составить 12,8 млрд руб. Но взамен вагоностроители должны дать покупателям сопоставимую скидку на вагоны.