«Любой конкурс - это лотерея», - Владимир Плоткин, главный архитектор ТПО «Резерв»

Москве нужно решительное хирургическое вмешательство, чтобы решить ее проблемы, считает архитектор Владимир Плоткин
М.Стулов/ Ведомости

ТПО «Резерв»

архитектурное бюро. Основано в 1987 г. Занимается проектированием жилых, офисных, торговых, спортивных сооружений, загородных домов. Генеральный директор - Семен Ламдон, главный архитектор - Владимир Плоткин. Финансовые показатели не раскрываются. Крупные реализованные проекты в Москве: «Фьюжн-парк», офисный комплекс «Аэрофлот - российские авиалинии», деловой центр «Ситидел», ТРЦ «Времена года», здание Арбитражного суда Московского округа, жилой комплекс «Аэробус».

За два последних года ТПО «Резерв» приняло участие в 24 московских архитектурных конкурсах. Победило в четырех, но реализовало только один. Для Европы это нормальная практика, считает главный архитектор бюро Владимир Плоткин. В интервью «Ведомостям» он рассказывает о новой экономике московской архитектуры и о взаимоотношениях с заказчиками

- Вы участвовали, но не победили в конкурсе по Политехническому музею и Третьяковской галерее. Как оцениваете результаты?

- Проведение подобных конкурсов - обычная мировая практика. В Европе они распространены больше, в Америке - меньше, но существуют везде. [Главный архитектор Москвы] Сергей Кузнецов во многом ориентирован на опыт Германии, где без конкурсов вообще ничего не делается. Результаты московских, на мой взгляд, адекватны тому, что заказчик рассчитывал получить в каждом конкретном случае.

Наверное, неправильно проводить все конкурсы в открытом виде - это требует большого бюджета и много экспертов. Но закрытый конкурс всегда будет порождать сомнения: кто-то обязательно будет обижен. Я был и участником, и членом жюри многих конкурсов и точно знаю, что любой из них - это лотерея. 95% успеха зависит только от удачи.

- В каких конкурсах кроме как по парку «Зарядье» вы участвуете?

- Я как-то посчитал, что с 2010 по 2012 г. мы приняли участие в 24 конкурсах. В четырех победили, но реализован только один - штаб-квартира Объединенной авиастроительной корпорации в Жуковском. У европейских архитекторов один выигранный конкурс из 10 - уже высокий показатель. Сейчас мы участвуем в нескольких небольших конкурсах: на здание аэропорта в Ростове-на-Дону и жилой квартал в Москве. Приняли участие в нескольких крупных, в том числе на архитектурную концепцию Политехнического музея и на проект освоения Бережковской набережной.

- Вас не смущает, что в двух ключевых конкурсах (по Третьяковке и Политехническому) победило бюро, сооснователь которого - главный архитектор Москвы?

- Не смущает совершенно. Speech - действительно сильная команда. В конкурсе на Политехнический музей они были объективно лучшими. Конкурс на фасад Третьяковки был зашифрованным, анонимным, я знаю, как проходило голосование, и сомневаться в чистоте процедуры не приходится. Другой вопрос, что проект, который подготовила наша команда, мне нравится гораздо больше. Но что делать - мы не совпали со вкусами жюри.

- Сколько стоит концепция по большим проектам? Например, победителю конкурса по парку «Россия» (1000 га) обещают чуть более 1 млн руб. Зарубежные эксперты говорят, что это стоит около 1 млн евро.

- Не уверен, что это правильные цифры. Но участие в такого рода конкурсах не является коммерческой задачей для архитекторов. Хорошо, если организатор хотя бы частично оплачивает расходы участников. Если конкурс серьезный, а заказчик - государство, призового фонда может вовсе не быть. Участвуя в такого рода конкурсах, никто не борется за деньги, главный приз - это имидж и контракт на реализацию проекта.

- На чем вы зарабатываете?

- В основном на частных заказах. И на больших государственных, если удается их получить.

- Репутация архитектора в России влияет на оплату его труда?

- Есть прямая зависимость. Сейчас на имя архитектора стали обращать внимание.

- Но почему все знаковые проекты последних лет, вроде Мариинки или Пушкинского музея, стремились отдавать иностранцам?

- Это странная и грустная история, понять которую трудно. Приглашать иностранцев только потому, что они иностранцы, - дикость. Эта порочная практика не способствует развитию отечественной архитектуры. Еще недавно в Петербурге было проведено несколько конкурсов, где к участию приглашали только иностранных архитекторов - без объяснения причин. Это было неприлично. Сейчас этого нет.

- Российские архитекторы смогли доказать конкурентоспособность?

- Это долгий процесс. Хотя понимание, что российская архитектура вполне конкурентоспособна на мировом рынке, кажется, появилось.

- Вы знаете, как сделать Москву дружелюбнее и удобнее для жизни?

- В последнее время сделано несколько шагов в сторону гуманизации городской среды. Банально говорить о благоустройстве парков и открытых общественных пространств, но это сыграло положительную роль в «очеловечивании» Москвы. Думаю, тенденция складывается правильная. Я только надеюсь, что это не превратится в кампанейщину.

- Как оживить спальные районы?

- Задача минимум - развитие инфраструктуры. Нужно открывать в таких местах кафе, магазины, спортивные сооружения и по возможности создавать места приложения труда - все, что стимулирует людей больше времени проводить в районе, а не ехать в центр. Задача максимум - там, где возможно, уплотнять застройку. В Москве очень рыхлая застройка при высокой плотности жилья на квадратный метр. Уплотнение сети улиц, создание человеческого масштаба - все вместе может вдохнуть жизнь в депрессивные районы окраин.

- Москомархитектура сейчас думает о переходе от микрорайонной застройки к квартальной.

- Это правильный тренд, нацеленный на создание здоровой городской ткани. Но главное, чтобы новое веяние не превратилось в бездумную кампанию.