У мошенников отняли треть

Уровень просроченных населением долгов по потребительским кредитам снижается, считают в Национальном бюро кредитных историй. Банкиры объясняют это снижением доли мошенничества и улучшением платежной дисциплины заемщиков
Ужесточение условий выдачи кредитов может сыграть на руку банкирам./ Д.Абрамов/ Ведомости

Эксперты Национального бюро кредитных историй (НБКИ) пришли к такому выводу, проанализировав качество кредитов, выданных в феврале 2012 и 2013 гг., в первые четыре месяца их жизни. Они использовали данные 1675 банков и микрофинансовых организаций, которые выдали более 2 млн кредитов. По их подсчетам, доля просрочки в общем объеме таких кредитов в 2013 г. снизилась до 1,3% против 1,9% за февраль - май прошлого года.

Нисходящая динамика просроченной задолженности - следствие того, что банки стремились улучшать качество кредитных портфелей за счет более тщательного отбора новых заемщиков, говорит гендиректор НБКИ Александр Викулин. И тенденция усиливается, указывает он: «Это лето было жарким в плане разработки для банков решений по контролю рисков и управлению существующими портфелями - вопросы качества портфеля для большинства банков вышли на первый план». Темпы роста отошли на второй план, считает он.

Данные Центробанка также показывают снижение просрочки в этот период: ее доля в объеме кредитов, выданных физлицам, к маю этого года составляла 4,3% против 5% годом ранее.

В начале срока кредита заемщики стали платить немного лучше, чем раньше, поскольку банки начали более строго за этим следить, считает зампред правления «ОТП банка» Сергей Капустин. Но анализ этих кредитов на более поздних сроках покажет ухудшение качества портфелей и рост просрочки, уверен он.

Ситуация с просрочкой действительно чуть ухудшилась летом - если по итогам I квартала доля просроченной задолженности физлиц, по расчетам ЦБ, составляла 4,2%, то к 1 августа выросла до 4,4%, что, впрочем, банкиры связывали с сезоном отпусков.

Подсчеты бюро верно отражают тренд, хотя снижение может быть и не таким сильным, размышляет топ-менеджер крупного розничного банка: «Если бы они взяли за основу не четыре месяца, а более длинный срок, тенденция в их подсчетах была бы менее выраженной». Статистика показывает, что банки научились лучше бороться с мошенничеством, считает вице-президент по рискам группы «Лайф» (входят Пробизнесбанк, «Банк24.ру», Газэнергобанк и др.) Алексей Трифонов, выход на просрочку «90+» в течение четырех месяцев фактически означает, что заемщик просрочил первый же платеж и скорее всего изначально не собирался выплачивать кредит.

И если с проблемой мошенничества банки стали бороться лучше, то сейчас у них появилась новая головная боль - закредитованность заемщиков и социальные проблемы их клиентов, сетует Трифонов.

Ухудшение качества потребительских кредитов началось с мая 2012 г., когда люди получали их по очень либеральным условиям, вспоминает один из собеседников «Ведомостей», с конца 2012 г. - начала 2013 г. банки стали ужесточать условия выдачи и снижать процент одобрений. Все банки сейчас борются с просрочкой, все снижают уровень одобрения кредитов, заметно снижается выдача кредитов с высоким уровнем риска, перечисляет Капустин: по одной части портфелей сейчас видно снижение просрочки, по другой она держится, но не растет. Истерии на рынке по поводу плохих кредитов нет, добавляет Трифонов, банки работают над качеством своих портфелей, к тому же ЦБ стимулирует их снижать долю высокорискованных кредитов.