«Энфорта» окупила затраты

У оператора интернет-доступа «Энфорта» положительный денежный поток, теперь он больше не нуждается во внешних инвестициях

В последнее время операторы фиксированной связи оценивались в суммы до 10 годовых EBITDA, напоминает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. Рентабельность EBITDA «Энфорты» сейчас составляет 20-25%, говорит человек, близкий к одному из акционеров оператора; в таком случае этот год «Энфорта» может завершить с EBITDA на уровне 750 млн руб., а ее стоимость может достигнуть 7,5 млрд руб. ($235,7 млн по сегодняшнему курсу ЦБ). С другой стороны, рентабельность «Энфорты» еще будет расти: в регионах, где компания работает давно, этот показатель уже достигает 35%, а новые регионы постепенно подтягиваются к этому уровню, рассказывает человек, близкий к одному из акционеров.

Представители МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» отказались от официальных комментариев. Используемая «Энфортой» технология позволяет предоставлять услуги связи только внутри офисов и других помещений, а обслуживание малого и среднего бизнеса в регионах не очень интересно крупным операторам, сказал один из них.

Компания «Престиж интернет», предоставляющая широкополосный доступ в сеть (ШПД) под брендом «Энфорта», теперь может самостоятельно финансировать развитие - уже около пяти лет она работает с положительным показателем EBITDA, а с недавних пор еще и с положительным денежным потоком, сообщил вчера ее гендиректор Виктор Ратников. С начала этого года «Энфорта» построила сети в 150 новых городах (и довела их общее количество до 360), а в следующем году запустит их еще примерно в 100. Инвестиции в 150 городов представители компании оценивали ранее в сумму около 1,5 млрд руб., но на деле «Энфорта» потратила примерно на 30% меньше, сказал Ратников.

«Энфорта» обслуживает почти исключительно юридических лиц, в том числе две трети из 200 крупнейших компаний, рассказал Ратников; сейчас ее клиентами числятся около 50 000 офисов. Выручка компании, по его словам, ежегодно растет в среднем на 20% - в 2012 г. она составила 2,5 млрд руб., а в этом должна приблизиться к 3 млрд руб. Такая динамика - одна из лучших среди российских телекоммуникационных компаний: в целом рынок услуг связи для корпоративных абонентов растет всего на 5% в год, замечает Доминик Рид, управляющий партнер UFG Asset Management (одного из совладельцев «Энфорты»).

В прежние годы «Энфорта» развивалась на средства инвесторов: в 2004 г. в нее вложилась Sumitomo Corporation, годом позже - Baring Vostok Capital Partners (инвестировали около $50 млн на двоих), затем ЕБРР, Bessemer Venture Partners и, наконец, UFG Asset Management ($17 млн в 2010 г.). Инвестиции Baring рассчитаны в среднем на 10 лет и выходить из «Энфорты» фонд пока не спешит, говорит его партнер Вадим Узберг: во-первых, ситуация на рынке не способствует прибыльной продаже активов, во-вторых, стоимость «Энфорты» с годами растет. Хотя крупные российские операторы проявляют интерес к этой компании, переговоров о продаже пока ни с кем нет, добавляет он.

В конце 2009 г. средний корпоративный клиент приносил оператору около 17 000 руб. в месяц, а к началу 2013 г. этот показатель снизился до 4500 руб., рассказывал ранее «Ведомостям» исполнительный директор группы операторов «Горком» Алхас Мирзабеков. Исходя из выручки «Энфорты» за 2012 г., получается, что каждый подключенный офис мог приносить оператору чуть более 4160 руб. ежемесячно, рассуждает он.

«Энфорта» может представлять интерес для крупнейших российских операторов, согласен менеджер одной из компаний фиксированной связи: сети «Энфорты», построенные в основном по технологии WiMax, избавили бы их от необходимости строить свою «последнюю милю» к абонентам. Но большие операторы вряд ли готовы платить за этот актив премию, считает собеседник «Ведомостей»: рынок услуг связи для предприятий насыщен, конкуренция на нем велика и заметного роста не предвидится.