Кавказ подо мною

В Пятигорске прошел музыкальный фестиваль Womad - впервые в России. Он собрал почти 10 000 зрителей и мало чем отличался от столичных фестивалей
На пятигорском фестивале дружба народов расцвела, как в советские времена./ WOMAD/ Михаил Безроднов

Хотя Womad никогда прежде в России не проводился, этот жанр нам знаком - очень похожие по формату фестивали каждый год устраивает Александр Чепарухин и его компания GreenWave («Сотворение мира», «Движение» и др.). Проходят они не в Москве, на государственные деньги, в первой половине дня играют малоизвестные, но любопытные коллективы со всего света, после обеда - несколько знаменитостей жанра world music, хедлайнерами же могут быть люди уровня Роберта Планта и Патти Смит, ну или хотя бы «Океан Эльзы» и «Вопли Видоплясова». Чепарухин стал арт-директором и двухдневного Womad.Russia, так что фестиваль в Пятигорске оказался типично чепарухинским: близкие GreenWave артисты (Хуун-хуур-ту, Инна Желанная, Сергей Старостин), сотни участников, разброс жанров от афробита (Шон Кути и Egypt'80) и фадо (слепая португальская певица Дона Роса) до пакистанского каввали (Асир али Хан) и саамского пения йойк (Мари Бойне), в финале - «Вопли».

Но главным оказалось все-таки место проведения: на Северном Кавказе такого не устраивал никто и никогда. Было совершенно непонятно, как отнесется местная публика к фестивалю, на котором фактически нет ни одного известного имени (за исключением «Воплей Видоплясова» и - с некоторой натяжкой - Нино Катамадзе, Дживана Гаспаряна и Пелагеи), и вообще к идее специально прийти послушать за деньги тувинское горловое пение, бурятский этно-рок и игроков на древней египетской лире. Но пришло почти 10 000 человек - для небогатого города с населением 145 000 это довольно много (организаторы признавались, что рассчитывали тысяч на пять максимум), особенно если учесть, что все два дня фестиваля лил холодный дождь. И это оказалась невероятно восторженная публика, причем самая разнообразная: пенсионеры, казаки, школьники, готы, северокавказские хиппи и северокавказские хипстеры, папы с колясками, тетушки в кожаных куртках. Догадаться о том, что ты на Кавказе, а не на специальной сцене «Пикника «Афиши», можно было только по малозаметным деталям - там ларек «Русские блинчики» и «Самые толстые люля», тут старик в папахе или корреспондентка чеченского телеканала «Даймокх» в платке и длинной юбке. Ну и по составу участников, конечно. Организаторы сразу решили, что обязательно отведут время местным исполнителям, потом стало понятно, что должны быть представлены все соседние республики (не дай бог кого-нибудь забыть), а затем, по признанию Чепарухина, из каждой республики стали звонить и объяснять, что у них несколько этносов и должны быть представлены непременно все, чтобы никого не обидеть. В результате Womad - в утренней своей части - стал настоящим всекавказским фестивалем практически советской выделки: государственные ансамбли песни и пляски, танцующие крошки, лезгинка - все как при дедушке. Глядя на это, великий армянский дудукист Дживан Гаспарян ностальгически заметил, что раньше на Кавказе все вот так друг с другом и выступали, а сейчас этого давно нет, и очень жаль. Все это вместе и вправду выглядело совершенно неправдоподобным, почти фантастическим делом - английский Womad в Кавминводах, девушки, танцующие лезгинку под тувинский фолк, толпа, которая под проливным дождем, стоя в грязи и лужах, подпевает суфийским мистикам из Пакистана. На секунду даже показалось, что и проект курортов Северного Кавказа, на сдачу с которого все это и было организовано, - не мираж и тоже когда-нибудь способен стать реальностью.