От редакции: Развращение малолетних

А.Махонин/ Ведомости

Летом, отчитываясь в Общественной палате по результатам сдачи ЕГЭ, министр образования и науки Дмитрий Ливанов сказал, что ЕГЭ является одновременно наиболее востребованным и наиболее проблемным институтом. Массовые нарушения, связанные с экзаменом, в том числе масштабный слив результатов в интернет, в значительной степени превратили сдачу в упражнение по списыванию.

Разразившийся скандал привел к увольнению, в частности, прежнего главы Рособрнадзора Ивана Муравьева. Новое руководство Рособрнадзора выступило с набором инициатив - принимаются предложения по совершенствованию процедуры, начал работу Ситуационный центр по вопросам ЕГЭ 2014 г., а 19 сентября на сайте ведомства был опубликован список наказанных за нарушения (случаев нарушений более 800, лидируют Северный Кавказ и Центральный федеральный округ). При этом многие наблюдатели замечают, что системный характер сливов ставит под угрозу саму идею ЕГЭ как способа предоставить равные шансы на доступ к высшему образованию.

В условиях массового слива результатов написание экзамена зачастую принимало форму организованного списывания. В отдельных школах - прежде всего специализированных, где учеников учат мыслить самостоятельно и нестандартно, - это поставило и детей, и учителей в ситуацию серьезного морального выбора. Из-за списываний проходной балл в вузы резко вырос, и те, кто написал экзамен хорошо, но честно, смогли во многих случаях претендовать лишь на платные места.

Учителя жалуются, что, несмотря на дисциплинарные меры, ситуация с экзаменами не исследована и необходимые выводы не сделаны.

Неуверенность руководства Рособрнадзора демонстрируют все новые варианты не корректировки существующей системы, а введения новой - так, после июньского скандала живо обсуждается возможность учета при приеме в вуз так называемого портфолио школьника, основанного на достижениях нескольких лет. Несмотря на то что об этом говорит сам Ливанов, суть предложения и перспективы остаются неопределенными.

Ученики выпускных классов - группа риска, оказывающаяся в точке встречи сравнительно защищенной от административного давления школьной реальности и спускаемых сверху требований к итогам обучения, которые воплощает ЕГЭ. В этих условиях выпускной экзамен оказывается не столько проверкой качества полученных знаний, сколько тестом на готовность к нравственному компромиссу, лжи и приспособленчеству.