Даг Оберхелман: «Я очень рад, что Россия вступила в ВТО», - Даг Оберхелман, главный исполнительный директор Caterpillar

Даг Оберхелман - об изменениях на мировом рынке, возможностях, которые они открывают для Caterpillar, и о том, кого корпорация видит своими стратегическими партнерами в России
М.Стулов/ Ведомости

1975

начал карьеру в Caterpillar с позиции старшего финансового представителя в Южно-американском подразделении корпорации

2002

президент дивизиона и член главного исполнительного совета Caterpillar

2009

зампредседателя совета директоров и и. о. главного исполнительного директора Caterpillar

2010

главный исполнительный директор, а затем председатель совета директоров Caterpillar

Время «простоя»

«Мне всегда была по душе жизнь на природе. И эту страсть разделяют моя супруга Диана и наши дети, поэтому свободное время, или, как я его называю, время простоя, я стараюсь проводить со своей семьей за городом на природе (на фото - Даг Оберхелман на природе). Мы всей семьей разделяем страсть к охоте, рыбалке, и для нас просто удовольствие побыть всем вместе у себя дома за городом».

Caterpillar, Inc.

машиностроительная компания. Акционеры: почти 100% акций - в свободном обращении, крупнейшие инвесторы - State Street Corporation (10,97%), Vanguard Group (5,25%), Blackrock (4,74%). В управлении State Street Bank находится ряд пенсионных программ Сaterpillar, которые, в свою очередь, финансируются посредством акций Сaterpillar. Капитализация - $56,5 млрд. Финансовые показатели (первое полугодие 2013 г.): Выручка - $27,83 млрд, Прибыль - $1,85 млрд. Основана в 1925 г. Производит строительную, горную, сельскохозяйственную технику, дизельные и газовые двигатели, промышленные газовые турбины. Крупнейший в мире производитель экскаваторной техники.

В последние годы один из крупнейших мировых машиностроительных гигантов - американский концерн Caterpillar переживает сложный финансовый период. Нынешний год не исправил ситуацию: несмотря на активность компании, развитие новых проектов на разных рынках в первом полугодии выручка концерна упала по сравнению с прошлым годом на 16,6% до $27,8 млрд, а чистая прибыль - на 44,4% до $1,85 млрд. Основные причины, объясняет в интервью «Ведомостям» Даг Оберхелман, - снижение спроса в горнодобывающей и строительной отраслях. В 2013 г. в общей выручке корпорации крупнейшую долю займет сегмент силовых установок, прогнозирует Оберхелман. Значительная часть продукции Caterpillar пойдет на российский рынок.

«История сотрудничества с Россией насчитывает 100 лет. И у нас есть фотография, которую можно назвать исторической. На ней изображен один из первых тракторов, поставленных в Россию в 1913 г.», - рассказывает Оберхелман. Caterpillar в свой отчетности не считает отдельно Россию. Оберхелман рассказывает: «Наша организация в России и в целом в Евразии вместе с дилерами насчитывает более 6000 сотрудников. Общий объем совместных с нашими дилерами инвестиций за последнее десятилетие составил более $1,5 млрд. И мы планируем серьезно расширять свои производственные мощности в России. Для нас Россия очень важна и в плане перспектив развития, и с точки зрения размеров территории. Россия заслуживает нашего особого внимания как одна из крупнейших мировых экономик на ближайшие десятилетия». Большие перспективы в России сулит Caterpillar сектор силовых установок - корпорация планирует совместные проекты, в том числе производственные, с «Газпромом», РЭП-холдингом, «Уралвагонзаводом».

- Как вы, руководитель одной из крупнейших американских компаний, восприняли ухудшение отношений между США и Россией из-за ситуации вокруг бывшего сотрудника Агентства национальной безопасности США Эдварда Сноудена?

- Я не буду давать характеристику Сноудену или каким-то конкретным деталям этой ситуации. Это обязанность кого-то другого, не моя. Но хочу сказать, что периодически между различными странами возникают подобные ситуации. И здесь очень важно, чтобы отношения сохранялись на уровне бизнеса, свободной торговли. Ведь именно эти связи позволяют странам не расстаться совсем, а быть рядом, оставаться партнерами. И чем больше взаимных инвестиций в экономике двух стран, чем крепче связи в бизнесе и культуре, тем проще пережить периоды некоторого ухудшения отношений на политическом уровне.

Стратегические изменения

- После провального для глобальной экономики 2009 года Caterpillar очень быстро восстанавливала свои позиции. Но в первом полугодии 2013 г. у компании уменьшилась выручка, прибыль, вы понизили прогнозы по итогам года... Что дальше?

- Начиная со второй половине 2012 г. мы наблюдали значительное понижение темпов развития горнодобывающей отрасли. И это продолжается до сих пор. Непростая ситуация наблюдается в строительстве и, соответственно, в производстве строительной техники и оборудования. В некоторых странах ситуация благоприятная, в других оставляет желать лучшего. Поэтому мы сочли необходимым скорректировать свой прогноз относительно продаж в 2013 г. до $57 млрд (вместо ранее прогнозировавшихся $57-61 млрд; в 2012 г. выручка компании составила около $66 млрд. - «Ведомости»), а в октябре мы опубликуем прогноз на 2014 г. Мы внимательно следим за ситуацией и стараемся использовать возможности, открывающиеся для нас в тех точках мира, где мы видим экономический рост. Кроме того, компания пройдет через определенную реструктуризацию и сокращение затрат.

Широкая линейка продуктов и услуг позволяет нам диверсифицировать риски, распределять их более равномерно в зависимости от предпочтений различных мировых регионов и отраслей экономики. В частности, у нас есть компания, предоставляющая финансовые услуги. Ее отделение мы открыли и в России. Мы конечно, не являемся банком, тем не менее мы единственная компания, которая, например, предлагает облигации в местной валюте, рублях. И это серьезно помогло нашим заказчикам финансировать сделки по закупке оборудования.

- Как меняется структура доходов компании по сегментам выпускаемой продукции?

- В прошлом году примерно треть наших доходов пришлась на силовые установки, треть - на технику для горнодобывающей отрасли, треть - на строительную технику. В этом году крупнейшими сегментами станут сегмент силовых установок, включая железнодорожную отрасль, производство морских двигателей, нефтегазового оборудования и индустриальных энергетических установок. У всех вышеперечисленных направлений нашего бизнеса в этом году дела идут неплохо. В то время как такое направление нашего бизнеса, как производство машин и оборудования для горнодобывающей отрасли, сократилось, производство силовых установок и строительной техники сохраняет довольно сильные позиции. Позиции Caterpillar в этих производственных сегментах были всегда достаточно сильны, но в последнее время они весьма органично усилились благодаря ряду приобретений, сделанных за последние годы.

- В прошлом году Caterpillar приобрела китайского производителя горнодобывающей техники ERA Mining Machinery Ltd., но из-за выявленных нарушений в работе бухгалтеров этой компании вам пришлось списать гигантскую сумму - $580 млн. Как вы прокомментируете ситуацию?

- После того как мы приобрели эту компанию, мы обнаружили, скажем, неправильное, некорректное поведение бухгалтеров. И как мы уже сообщали, мы смогли частично восстановить часть понесенных убытков. В целом мы урегулировали этот вопрос - и он остался позади. Но следует учитывать, что в плане подземной добычи угля Китай предоставляет самые большие возможности в мире. И мы очень активно используем возможности, которые открылись после заключения сделки. Мы совершенствуем оборудование и считаем, что на протяжении ближайших десятилетий сможем воспользоваться преимуществами работы и в Китае, и на других рынках, в том числе и в России. Благодаря технологиям, полученным нами с приобретением этой компании, мы теперь можем предлагать своим заказчикам в любой точке мира полный спектр продукции и технологий и надеемся, что это нам даст значительные преимущества в будущем. И хотя покупка этой компании в Китае оказалась довольно болезненной, я считаю, что в перспективе она принесет нам хорошие плоды.

Открытый рынок

- Перед тем как стать первым лицом в Caterpillar, вы в 2009 г. возглавили рабочую группу по разработке стратегии развития компании. Сбылись ли ваши прогнозы на данном этапе, чего не удалось добиться?

- Отвечаю «да» и «да» (смеется): часть стратегических прогнозов была реализована, часть еще предстоит реализовать. Прежде всего перед Caterpillar, как и перед другими ведущими глобальными корпорациями, открываются огромные возможности, потому что сейчас практически все страны с различными типами экономик открыты для бизнеса. Когда я только пришел в компанию Caterpillar - а это было в 1975 г., - население земного шара составляло чуть больше 3 млрд человек. А в тех странах, где вела свою деятельность Caterpillar, проживало около 1 млрд человек. Такие густонаселенные страны, как Китай и Индия, были закрыты для внешней торговли. В Советском Союзе вести бизнес было очень и очень непросто. Страны Латинской Америки находились в состоянии банкротства. То есть географически бизнес был ограничен. А если мы возьмем 2013 г., то население планеты уже перевалило за 7 млрд человек и большая часть проживает в странах с развивающейся экономикой, а около 6,5 млрд - в странах, которые открыты для международной торговли.

Долгие годы нашей стратегической задачей было производство техники и оборудования для инфраструктурных проектов, для нефтегазовой и транспортной отраслей. И теперь, когда возможности ведения бизнеса в мире возросли, мы продолжаем следовать этим стратегическим приоритетам. Но есть многое, к чему нужно стремиться. Страны с развитой экономикой сейчас несколько замедлили темпы развития, поэтому государства с развивающейся экономикой для нас особенно важны и являются нашим приоритетом. И мы инвестируем в эти страны очень активно.

- Как изменилась сама компания за последние годы?

- За последние несколько лет мир серьезно изменился. И направления бизнеса нашей компании за это время тоже существенно расширились. Мы нарастили мощности в области производства горнодобывающего оборудования и техники. Мы предоставляем нашим заказчикам в нефтегазовой отрасли решения, соответствующие их запросам - в частности, в области добычи, обработки и транспортировки природного газа, и, конечно же, мы предоставляем нашим заказчикам машины и оборудование для решения различных задач в сфере реализации инфраструктурных проектов.

По расчетам, в течение следующих 20-25 лет население земного шара достигнет 9 млрд человек, это будет сопровождаться ростом среднего класса и ростом уровня доходов населения. Следовательно, возрастут потребности в инфраструктуре, производстве электроэнергии, в строительстве дорог, мостов и т. д. Изменения, которые уже произошли в Евразии, колоссальны, но предстоят еще большие изменения. Наша компания готова к тому, чтобы использовать открывающиеся возможности.

Российские друзья

- Какая роль в вашей стратегии развития отводится России и Евразии? Какова доля российских продаж в глобальной выручке компании?

- История сотрудничества с Россией насчитывает 100 лет. И у нас есть фотография, которую можно назвать исторической. На ней изображен один из первых тракторов, поставленных в Россию в 1913 г. Конечно, основной рост возможностей и самого бизнеса мы наблюдаем в последние 20 лет. Наша организация в России и в целом в Евразии вместе с дилерами насчитывает более 6000 сотрудников. Общий объем совместных с нашими дилерами инвестиций за последнее десятилетие составил более $1,5 млрд. И мы планируем серьезно расширять свои производственные мощности в России.

Для нас Россия очень важна и в плане перспектив развития, и с точки зрения размеров территории. Я считаю, что Россия заслуживает нашего особого внимания как одна из крупнейших мировых экономик на ближайшие десятилетия. Поэтому мы в компании много размышляем над тем, как мы могли бы больше инвестировать в эту страну. Поскольку природные ресурсы России имеют значение для всей мировой экономики, а мы являемся мировыми лидерами в производстве и поставке техники, в том числе и для добывающей отрасли, мы рассматриваем этот фактор как еще одно весьма перспективное для нас направление роста в этой стране.

Я не хотел бы давать конкретных цифр, характеризующих нашу долю на российском рынке, но могу сказать, что наши позиции здесь существенно укрепились за последние 10 лет. На территории России и Евразии работает 20 дилеров. Несколько миллиардов долларов - таков объем продаж нашей компании на этом рынке.

- Объем выпуска на вашем заводе в Тосно пока небольшой. Как планируете развивать это производство?

- Мы уже инвестировали в производство в Тосно свыше $100 млн. И объем инвестиций будет возрастать. Но у нас нет возможности в каждой стране организовывать производство всей нашей техники - а это около 300 позиций. Мы всегда смотрим, какую технику целесообразно производить в каждой конкретной стране, исходя из спроса на местном рынке. Но в достаточно недалеком будущем настанет такой момент, когда большая часть нашей продукции - и компонентов, и готовой техники - будет собираться преимущественно здесь, в России. Мы недавно подписали два очень важных соглашения, которые будут способствовать расширению нашего производства в России. Одно из них связано с производством газовых турбин (Solar Turbines). Мы рассматриваем возможность делового сотрудничества с «Газпромом» не только в части расширения предлагаемой нами продуктовой линейки, но и с позиций роста нашего производственного присутствия в России. Я очень оптимистично настроен на наше сотрудничество с «Газпромом».

Также мы ведем серьезные переговоры с рядом крупных деловых партнеров. Поэтому я думаю, что наши производственные мощности в России возрастут в ближайшем будущем.

Caterpillar всегда открыто высказывалась в пользу того, чтобы Россия и страны СНГ стали полноправными торговыми партнерами в рамках различных альянсов, в том числе ВТО. И я лично выступал в конгрессе США на эту тему. Я очень рад тому, что Россия в итоге вступила в ВТО. Это ситуация, когда в выигрыше остаются обе стороны. Снимаются торговые барьеры, увеличиваются рабочие места, растут производственные мощности. И вы увидите, что и экспорт вашей продукции тоже возрастет.

- О чем идет речь в соглашениях, которые подписала ваша компания? О создании СП? Ранее говорилось о ваших планах выпускать совместно с «Уралвагонзаводом» локомотивы, работающие в том числе на природном газе.

- Эти договоренности еще на раннем этапе. Мы пока подписали базовые соглашения, поэтому я пока не могу сказать точно, какие юридические формы примут наши предварительные договоренности. Но в любом случае они ведут к созданию производства здесь, в России. Есть ряд направлений бизнеса, в которых мы с «Газпромом» очень удачно дополняем друг друга. Мы стремимся к более тесному деловому сотрудничеству с компанией «Газпром», особенно в сфере использования природного газа в качестве газомоторного топлива, а также в сфере различного оборудования, работающего на природном газе, в частности в горнодобывающей промышленности, добыче нефти и газа, железнодорожном транспорте, силовых установках и судостроении.

В отношении локомотивов и некоторой другой продукции мы нацелены на сотрудничество с «Уралвагонзаводом». Хотя этот сегмент бизнеса по выпуску локомотивов относительно новый для нас (ведь мы приобрели его всего лишь три года тому назад), мы производим локомотивы мирового класса. В этом отношении мы также смотрим на Россию с особым оптимизмом. Страна очень большая - и рынок для таких продуктов очень большой, и мы надеемся привнести сюда новые технологии, которые будут содействовать развитию этого сектора экономики и способны внести свой вклад в развитие российской экономики в целом. Я считаю, что сегмент создания локомотивов очень органично вписывается в традиционные направления нашего бизнеса. Здесь компания должна действовать максимально агрессивно. И если говорить о наших целях, Россия - наша самая крупная цель в этом направлении.

- Когда состоится подписание окончательных соглашений? Что предполагается выпускать?

- Подписание состоится в самом ближайшем будущем. Переговоры ведутся очень активно. Мы являемся экспертами в сфере производства двигателей, работающих на природном газе. Три года назад мы приобрели немецкую компанию MWM, которая специализируется на производстве поршневых двигателей, работающих на всех видах природного газа. С тех пор этот бизнес существенно вырос. И тут мы считаем, что для нас открываются широкие перспективы сотрудничества во всех странах мира, в том числе в России. В этой части мы также считаем возможным сотрудничество с «Газпромом». Недавно с нашим партнером из США мы создали СП по производству насосов высокого давления, применяемых для гидроразрыва пласта. И мы бы хотели поставлять в Россию и другие страны это оборудование.

- Каков сейчас уровень локализации вашего производства в России?

- Около 25-30%, и мы планируем увеличивать уровень локализации. Для этого нужны три ключевых условия: расширение базы поставщиков, наращивание наших собственных объемов производства и рост возможностей внешнеторговой деятельности, т. е. возможности свободно поставлять и экспортировать произведенные компоненты. Когда мы открыли завод в Тосно, локализация составляла всего 2%. Сейчас этот уровень превышает одну четверть и доля российских поставщиков будет постоянно расти.

- Как я понимаю, на ваше желание увеличить локализацию повлиял и введенный в России утилизационный сбор на автомобили?

- Да. Но введение этого сбора гораздо больше повлияло не на нас, а на наших заказчиков, от которых мы слышим много жалоб. По существу, для них это как дополнительный налог, который они обязаны уплачивать, чтобы заниматься своим бизнесом. Совместно с нашими заказчиками мы активно сотрудничаем с государственными органами власти, чтобы скорректировать сложившуюся ситуацию.

- Вы говорили о росте доли сегмента силовых установок в вашем бизнесе. С этим связаны и подписанные соглашения с «Газпромом», «Уралвагонзаводом». Между тем в России реализуются крупные инфраструктурные проекты - в рамках подготовки к зимней Олимпиаде, чемпионату мира по футболу. Вы в этом участвуете?

- Да, безусловно, нас интересуют такие крупные инфраструктурные проекты. Если намечено возведение олимпийских объектов, то наша компания всегда расценивает это как финансовый стимул, с этим всегда связан определенный рост доли, которую мы занимаем на рынке. Кроме того, во время проведения таких крупных международных мероприятий всегда возникает потребность в дополнительной электроэнергии. Наши силовые установки как раз для этих целей подходят. Построенные спортивные объекты будут использоваться дальше, и здесь наша компания тоже видит для себя хорошие возможности.

- А сколько вы уже смогли дополнительно заработать на крупных спортивных стройках в России?

- Мы не считали такие сводные цифры.

- Губернатор Ленинградской области недавно заявил, что ваша компания планирует построить в регионе второй завод по выпуску тяжелых машин. Что можете сказать об этом вы?

- Губернатор Ленинградской области - большой друг компании Caterpillar. Я могу сказать, что мы собираемся активно развиваться и наращивать бизнес в Ленинградской области. И он нас поддерживает в этом направлении.

- Вы будете развивать бизнес за счет выпуска новой продукции?

- Да. Что касается газотурбинного бизнеса, то наш партнер - российская компания «РЭП-холдинг». Соглашение между нашими компаниями нацелено на локализацию производства газовых турбин мощностью 22 МВт, которые будут производиться в Санкт-Петербурге. Это сотрудничество нацелено на строительство и модернизацию стратегически важных объектов газовой отрасли в рамках реализации программы долгосрочного сотрудничества РЭП-холдинга и «Газпрома».

- Сколько вы планируете еще вложить в российскую экономику?

- Мы, наверное, будем инвестировать темпами, опережающими темпы общего роста экономики страны. При этом мы хотели бы, чтобы и темпы экономического роста в мире ускорились. Пока они очень незначительны. В некоторых странах это 2% и чуть выше, в других - 2% и чуть ниже, а этого недостаточно для возврата к прежнему уровню мировой экономики и сокращению безработицы. Пока это не изменится, все компании будут испытывать трудности в поиске точек приложения для своих инвестиций. И хотя мы наблюдаем положительную динамику в Китае, США, Европе, тем не менее сохраняется еще много рисков. Мы еще далеки от ситуации, когда можно говорить об устойчивом росте глобальной экономики.

Побочный бизнес

- Под брендом Caterpillar помимо строительной, горнодобывающей техники и силовых установок выпускается одежда, обувь, мобильные телефоны... Как я понимаю, это не ваше производство, а лицензионное. Не планируете ли купить данный бизнес?

- Мы продаем лицензии на производство под нашим брендом, но сами мы не производим такую продукцию. Это побочный бизнес, но он существенно улучшил знание нашего бренда в широких слоях населения во всем мире. И мы довольны этим. Наш основной бизнес сам по себе достаточно сложный, поэтому производством одежды, обуви или, например, телефонов пусть занимаются те, кто на этом специализируется. Но еще раз повторю: этот бизнес помогает сформировать чувство гордости, у меня, например, за наш бренд, потому что, куда бы я ни приехал, я вижу или рубашку с логотипом CAT, или ботинки, или рабочую каску.

- А сколько ваша компания получает от продажи таких лицензий?

- Доля в общих доходах очень небольшая. Конкретную сумму не могу назвать по условиям контракта с нашими деловыми партнерами по лицензионным соглашениям. В 2012 г. доходы фирм, продающих товары, произведенные по лицензии с логотипом CAT, составили $1 млрд.