От редакции: Машина времени

А.Махонин/ Ведомости

Модернизация жесткой и архаичной политической системы - сложный процесс, несущий большой риск для власти. Политические менеджеры оказываются перед трудным выбором: а) начинать реформу институтов, угрожающую деформацией системы, или б) отделаться косметическими изменениями. Впрочем, это и не выбор, поскольку первый вариант всерьез не рассматривается.

Вчера председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила вернуть в избирательные бюллетени удаленную из них в 2006 г. графу «против всех». По словам Матвиенко, это позволит учесть протестные настроения. Другие элементы избирательного законодательства начала 2000-х или даже конца 1990-х гг. уже возвращаются. Вернулась смешанная избирательная система, снижен проходной порог в Думу, либерализованы требования к регистрации новых партий.

Но не все элементы старой избирательной системы одинаково «демократичны» и не все нужно возвращать - как будто у политменеджеров есть только два инструмента: запрещать все, что было разрешено в 1990-е, и потом снова разрешать все, что было разрешено.

Да, кандидат «против всех» в условиях выхолащивания политики стал популярной альтернативой партиям-симулякрам и их кандидатам. Выборы и довыборы в Госдуму по отдельным одномандатным округам в 1999-2005 гг. приходилось отменять: за кандидата «против всех» голосовали больше избирателей, чем за живых претендентов. В 2005 г. на выборах в региональные законодательные собрания ряда областей он занимал третьи и четвертые места. Сейчас, когда настоящая политика с популярными кандидатами и конкуренцией программ вернулась, цель возвращения «поручика Киже» совсем иная - отвлечь избирателей от содержательного голосования.

Похожая история и с возвращением выборов по одномандатным округам. В 1990-е и начале 2000-х гг. на них нередко побеждали политики, хорошо знающие местные проблемы и завоевавшие авторитет жителей. Сейчас эти выборы контролируются администрацией - и независимым кандидатам, никак не связанным с системой, пробиться трудно (да таких и нет почти). Но система снова смешанная - этого отрицать нельзя. Так же и с либерализацией партийного законодательства. Да, партию теперь зарегистрировать легче. Но не всем.

Если действительно отматывать все старое назад, в будущем нас ожидают новые съезды народных депутатов или даже всенародный референдум.

Политические менеджеры действуют так, как будто политика в России возможна в очень узком коридоре: сохранение ситуации середины и конца 2000-х гг. с жесткими ограничениями или возврат в 1990-е гг., которые у большинства обывателей ассоциируются с негативными явлениями. Конечно, политическая система развивается не по ленинским «шагам» вперед и назад. Конечно, в идеале она должна - в интересах общества, а не правящей группы - синтезировать достижения прошлого и новеллы, вызванные современными вызовами. И конечно, она не должна меняться так часто и с такой интенсивностью, как это происходит у нас. Нынешнее «разматывание» того, что раньше было «замотано», лишний раз об этом напоминает.