Компания недели: «Седьмой континент»

М.Стулов/ Ведомости

«Мои активы - это мои возможности», - говорил «Ведомостям» в 2002 г. Александр Занадворов. Тогда он, бывший предправления и совладелец Собинбанка, а также старый друг основателя «Седьмого континента» Владимира Груздева, после реорганизации розничной компании получил в ней 25%. С тех пор сеть успела стать публичной, Груздев - продать свою долю Занадворову, а сам Занадворов - провести делистинг компании, попортив отношения с миноритариями.

За первое полугодие «Седьмой континент» был, по данным отраслевого аналитического агентства «Infoline-аналитика», девятым по выручке продовольственным ритейлером в России. Бизнесом управляет операционная компания ОАО «Седьмой континент», а недвижимостью сети владеют OАО «7К-недвижимость» и ОАО «Мкапитал».

Сотрудники нескольких крупных продовольственных ритейлеров рассказывают, что получили предложение купить «Седьмой континент». По данным «Коммерсанта», на продажу Занадворов выставил операционную компанию сети - «за символическую плату» (эта компания сохранит за собой товарные знаки сети). А недвижимость - 110 супермаркетов и 20 гипермаркетов общей площадью 450 000 кв. м - он предлагает потенциальному покупателю в аренду на 15 лет, сохраняя право собственности за собой, утверждают источники газеты (по их сведениям, о сделке с Занадворовым уже договорилась X5 Retail Group). От аренды недвижимости за 15 лет Занадворов может выручить, по сведениям газеты, $2,36-4,05 млрд. Состоится ли эта сделка, до конца не ясно: ни сам Занадворов, ни представители потенциального покупателя по сути никаких комментариев не дают. Но о том, что его компании предлагали приобрести «Семерку», публично заявил президент «Дикси» Илья Якубсон. Правила игры на розничном рынке все жестче: «Магнит» обошел ставшую неповоротливой X5 по выручке, став номером один, возможности для экстенсивного роста на крупнейшем столичном рынке практически закончились, покупатели становятся разборчивее и требовательнее, а поставщики - несговорчивее. Поэтому игрокам, не успевшим за тучные годы стать «Магнитом» или хотя бы X5, рано или поздно придется либо все-таки пойти по их пути, либо стать нишевым магазином, либо смириться с ролью вечно вторых или даже третьих. Даже если сделки с X5 нет или она в конце концов не состоится, очевидно: нынешний владелец «Седьмого континента» прекрасно видит возможности, которые дает ему этот актив. Но если покупателя на операционную компанию и арендатора на недвижимость в одном лице найти не удастся (а кроме X5 логичных претендентов на нее из уже представленных в России игроков незаметно), возможно, придется искать арендаторов на каждый магазин в отдельности, а это уже вряд ли будет сулить $2,4 млрд за 15 лет и спокойное существование.